Белая и серая логистика 2024: в чем разница?
Компания «Транссертико» работает в сфере международной логистики уже более 18 лет. За это время наши специалисты досконально изучили потребности рынка и проблемы его участников. Карго-доставка, или, иными словами, доставка «в серую» – это, по сути, обход законного таможенного оформления на границе. Транспортировка продукции таким способом происходит, когда товары из разных категорий (прим.: часто, это товары разных импортеров) собираются в одно транспортное средство, которое по документам должно перевозить и вовсе иной тип продукции.
Важно понимать, что при карго-доставке товары не получают официальной государственной таможенной декларации, или декларируются совсем другие товары. Очевидно, что присвоение неверных таможенных кодов и неоплата соответствующих таможенных пошлин – прямое нарушение законодательства РФ.
Это означает, что такие товары практически невозможно продать на основных розничных площадках, которые требуют наличия официальной документации. Кроме проблем с реализацией товара, следует помнить о других возможных последствиях карго-доставки, которые могут возникнуть ввиду отсутствия традиционных договорных обязательств между агентом и поставщиком.
Так, например, нередко при карго-доставке срываются сроки или условия, в которые товар будет перевезен из пункта А в пункт Б. Бывает, что подобные детали прописывают в расписке, однако она не имеет юридической силы и не гарантирует компенсацию в случае возникновения проблем. Такие трудности, как срыв сроков, порча продукции в пути и т. д., приводят к дополнительным расходам. К этому же часто приводит и внезапно возникающая в пути потребность сменить транспорт, или, например, поменять упаковочный материал, который порвался. Помимо этого, товар может быть конфискован таможней, а у импортера могут возникнуть проблемы с налоговой, если последняя заметит, что со счетов компании снимаются крупные суммы, а соответствующей финансовой отчетности нет.
В свете всего вышесказанного становится очевидно, что доставка «в белую» – единственно верное и правовое решение. Только так импортер может не беспокоиться о сохранности своей продукции и конечной стоимости ее перевозки, а поскольку товар доставлен легально, прошел растаможку и снабжен необходимыми документами – в дальнейшем его легко можно будет продать любым доступным способом.
Стоимость «белой» доставки, возможно, кажется менее привлекательной, чем цена за карго, однако она окончательна и более чем оправданна, учитывая все риски «серой» логистики.
Цена за качественно и законно произведенную транспортировку складывается из трех основных показателей.
1. Таможенные платежи
Сюда входит таможенный сбор, пошлина и НДС.
Сбор – это небольшая сумма за сам факт подачи таможенной декларации. Сумма эта зависит от декларируемой стоимости товара. Исключением являются те товары, которые вошли в Постановление Правительства РФ № 710 от 6 мая 2023 года. У них фиксированный таможенный сбор, который составляет 30 тыс. руб.
Пошлина представляет собой обязательный платеж, который осуществляется при ввозе товара через границу. Ее размер зависит, в основном, от кода ТН ВЭД товара и страны его происхождения. НДС же рассчитывается, как процент от заявленной стоимости + суммы пошлины: 0% – для редких категорий товаров; 10% – в основном, применяется для медицины и детских товаров; 20% – для всех остальных товаров.
2. Логистика
Как правило, транспортировка морем – самый доступный по стоимости вариант. Чем больше партия, тем ниже стоимость доставки, а наиболее выгодные тарифы на перевозку получаются при доставке контейнером. Если товаров на целый контейнер не собралось, можно доставлять в сборных, которые наполняются продукцией разных импортеров.
Средним вариантом по стоимости считается ж / д-транспортировка, так как она существенно быстрее. Однако здесь важно понимать, что за товар везется и из какой страны, есть ли с ней прямое ж / д-сообщение.
Авиаперевозки – наиболее дорогостоящий способ, однако самый быстрый. Как правило, самолеты используют для небольших партий и некрупных товаров, стоимость которых, при этом, достаточно высока.
В современных же геополитических условиях чаще всего применяется мультимодальная доставка, которая сочетает в себе использование нескольких транспортных средств. Очевидно, что цена такой доставки зависит от большого количества переменных.
3. Сертификация
Помимо этого, в стоимость «белой» логистики входит сертификация (если того требует код товара), которая является подтверждением того, что товар безопасен и не является фальсификатом или контрафактом. Без разрешительных документов таможня не пропустит товар через границу, это важно знать.
Сложив воедино все расходы (на сертификацию, логистику и таможенное оформление) и получается итоговая стоимость, которую импортеру может предложить его логистический оператор. И здесь важно помнить, что доставка «в белую» в долгосрочной перспективе всегда более выгодна. Она позволяет планировать расходы компании, так как возникновение форсмажорных затрат исключено. Кроме того, доставка «в белую» – это чаще всего контейнерная перевозка груза, а это означает, что коробки не перегружают вручную и не бросают. Их бережно укладывают в 20- или 40‑футовый контейнер, в котором груз и проследует по всему маршруту. Очевидно, что если импортер дорожит своим грузом, он предпочтет «белую» доставку, чтобы минимизировать риски повреждения товаров, их утери в пути и т. д.
Юлия Янелис,
коммерческий директор ХК «Транссертико»
Компания «Транссертико» работает в сфере международной логистики уже более 18 лет. За это время наши специалисты досконально изучили потребности рынка и проблемы его участников. Карго-доставка, или, иными словами, доставка «в серую» – это, по сути, обход законного таможенного оформления на границе. Транспортировка продукции таким способом происходит, когда товары из разных категорий (прим.: часто, это товары разных импортеров) собираются в одно транспортное средство, которое по документам должно перевозить и вовсе иной тип продукции.
Важно понимать, что при карго-доставке товары не получают официальной государственной таможенной декларации, или декларируются совсем другие товары. Очевидно, что присвоение неверных таможенных кодов и неоплата соответствующих таможенных пошлин – прямое нарушение законодательства РФ.
Это означает, что такие товары практически невозможно продать на основных розничных площадках, которые требуют наличия официальной документации. Кроме проблем с реализацией товара, следует помнить о других возможных последствиях карго-доставки, которые могут возникнуть ввиду отсутствия традиционных договорных обязательств между агентом и поставщиком.
Так, например, нередко при карго-доставке срываются сроки или условия, в которые товар будет перевезен из пункта А в пункт Б. Бывает, что подобные детали прописывают в расписке, однако она не имеет юридической силы и не гарантирует компенсацию в случае возникновения проблем. Такие трудности, как срыв сроков, порча продукции в пути и т. д., приводят к дополнительным расходам. К этому же часто приводит и внезапно возникающая в пути потребность сменить транспорт, или, например, поменять упаковочный материал, который порвался. Помимо этого, товар может быть конфискован таможней, а у импортера могут возникнуть проблемы с налоговой, если последняя заметит, что со счетов компании снимаются крупные суммы, а соответствующей финансовой отчетности нет.
В свете всего вышесказанного становится очевидно, что доставка «в белую» – единственно верное и правовое решение. Только так импортер может не беспокоиться о сохранности своей продукции и конечной стоимости ее перевозки, а поскольку товар доставлен легально, прошел растаможку и снабжен необходимыми документами – в дальнейшем его легко можно будет продать любым доступным способом.
Стоимость «белой» доставки, возможно, кажется менее привлекательной, чем цена за карго, однако она окончательна и более чем оправданна, учитывая все риски «серой» логистики.
Цена за качественно и законно произведенную транспортировку складывается из трех основных показателей.
1. Таможенные платежи
Сюда входит таможенный сбор, пошлина и НДС.
Сбор – это небольшая сумма за сам факт подачи таможенной декларации. Сумма эта зависит от декларируемой стоимости товара. Исключением являются те товары, которые вошли в Постановление Правительства РФ № 710 от 6 мая 2023 года. У них фиксированный таможенный сбор, который составляет 30 тыс. руб.
Пошлина представляет собой обязательный платеж, который осуществляется при ввозе товара через границу. Ее размер зависит, в основном, от кода ТН ВЭД товара и страны его происхождения. НДС же рассчитывается, как процент от заявленной стоимости + суммы пошлины: 0% – для редких категорий товаров; 10% – в основном, применяется для медицины и детских товаров; 20% – для всех остальных товаров.
2. Логистика
Как правило, транспортировка морем – самый доступный по стоимости вариант. Чем больше партия, тем ниже стоимость доставки, а наиболее выгодные тарифы на перевозку получаются при доставке контейнером. Если товаров на целый контейнер не собралось, можно доставлять в сборных, которые наполняются продукцией разных импортеров.
Средним вариантом по стоимости считается ж / д-транспортировка, так как она существенно быстрее. Однако здесь важно понимать, что за товар везется и из какой страны, есть ли с ней прямое ж / д-сообщение.
Авиаперевозки – наиболее дорогостоящий способ, однако самый быстрый. Как правило, самолеты используют для небольших партий и некрупных товаров, стоимость которых, при этом, достаточно высока.
В современных же геополитических условиях чаще всего применяется мультимодальная доставка, которая сочетает в себе использование нескольких транспортных средств. Очевидно, что цена такой доставки зависит от большого количества переменных.
3. Сертификация
Помимо этого, в стоимость «белой» логистики входит сертификация (если того требует код товара), которая является подтверждением того, что товар безопасен и не является фальсификатом или контрафактом. Без разрешительных документов таможня не пропустит товар через границу, это важно знать.
Сложив воедино все расходы (на сертификацию, логистику и таможенное оформление) и получается итоговая стоимость, которую импортеру может предложить его логистический оператор. И здесь важно помнить, что доставка «в белую» в долгосрочной перспективе всегда более выгодна. Она позволяет планировать расходы компании, так как возникновение форсмажорных затрат исключено. Кроме того, доставка «в белую» – это чаще всего контейнерная перевозка груза, а это означает, что коробки не перегружают вручную и не бросают. Их бережно укладывают в 20- или 40‑футовый контейнер, в котором груз и проследует по всему маршруту. Очевидно, что если импортер дорожит своим грузом, он предпочтет «белую» доставку, чтобы минимизировать риски повреждения товаров, их утери в пути и т. д.
Юлия Янелис,
коммерческий директор ХК «Транссертико»
Отзывы читателей