Рассмотрены системные проблемы реализации концепции «Индустрия 4.0», управления информационно-
телекоммуникационными сетями, объединяющими производственные объекты. Высказано предположение о том, что техническая реализация концепции «Индустрия 4.0» наиболее эффективна в случае применения нейронных сетей.

sitemap
Наш сайт использует cookies. Продолжая просмотр, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с нашей Политикой Конфиденциальности
Согласен
Поиск:

Вход
Архив журнала
Журналы
Медиаданные
Редакционная политика
Реклама
Авторам
Контакты
TS_pub
technospheramag
technospheramag
ТЕХНОСФЕРА_РИЦ
© 2001-2025
РИЦ Техносфера
Все права защищены
Тел. +7 (495) 234-0110
Оферта

Яндекс.Метрика
R&W
 
 
Вход:

Ваш e-mail:
Пароль:
 
Регистрация
Забыли пароль?
Книги по станкостроению
Другие серии книг:
Мир станкостроения
Библиотека Института стратегий развития
Мир квантовых технологий
Мир математики
Мир физики и техники
Мир биологии и медицины
Мир химии
Мир наук о Земле
Мир материалов и технологий
Мир электроники
Мир программирования
Мир связи
Мир строительства
Мир цифровой обработки
Мир экономики
Мир дизайна
Мир увлечений
Мир робототехники и мехатроники
Для кофейников
Мир радиоэлектроники
Библиотечка «КВАНТ»
Умный дом
Мировые бренды
Вне серий
Библиотека климатехника
Мир транспорта
Мир фотоники
Мир метрологии
Мир энергетики
Книги, изданные при поддержке РФФИ
Выпуск #2/2016
М. Киселев, С. Новиков
«Индустрия 4.0»: некоторые проблемные вопросы
Просмотры: 3550
Рассмотрены системные проблемы реализации концепции «Индустрия 4.0», управления информационно-
телекоммуникационными сетями, объединяющими производственные объекты. Высказано предположение о том, что техническая реализация концепции «Индустрия 4.0» наиболее эффективна в случае применения нейронных сетей.
Внутренняя логика процесса прогрессирующего развития индустриально-промышленного произ­водства и самого человеческого сообщества приводят к закономерному возникновению, а затем и попыткам реализации новой концепции выпуска продукции без непосредственного участия человека. Основой этой концепции стало появление Интернета вещей. В настоящее время мир находится на пороге новой промышленной революции — четвертой по счету, которая должна серьезно увеличить производительность труда в развитых странах и привести к более высоким темпам роста ВВП в Европе и США. Развиваемый подход предполагает включение всех единиц технологического оборудования в общую информационно-телекоммуникационную сеть, связывающую их функционально, регламентирующую одновременно и 3D-проектирование, и энергообеспечение технологических операций, и последовательное пооперационное перемещение обрабатываемых деталей и сборочных единиц по необходимым маршрутам, а также последующий маркетинг и послепродажное обслуживание и т.д.

Представленный выше вариант «безлюдного» промышленного производства по существу соответствует основам построения «Индустрии 4.0» (подр. об «Индустрии 4.0» см.: СТАНКОИНСТРУМЕНТ, 2016, № 1. С. 10–17).

Данный подход характеризуется экспоненциаль­ным ростом числа измерительных операций и соответственно различных несущих информацию данных [1]. При этом данные, наравне с людьми, технологиями, капиталом становятся одним из основных активов корпораций, а зачастую самым главным. Умение извлекать информацию из данных становится залогом конкурентного преимущества, а сбор, анализ и обеспечение безопасности информации — новой задачей бизнеса. Показательно, что крупнейший ученый в области информационно-коммуникационных технологий профессор Марк Иосифович Кривошеев на последнем заседании Международной академии связи, состояв­шемся 3 марта 2016 года, отметил, что «нам предстоит серьезная задача разобраться, что делать с этими терабайтами информации, генерируемыми Интернетом вещей».

В Европе и США «Индустрии 4.0» уделяют самое серьезное внимание. Например в Германии с 2011 года действует правительственная программа «Industrie 4.0», на которую планируется потратить 200 млн. евро. На эти деньги, в частности, в центре Германии вокруг городов Билефельд и Падерборн создан кластер под названием «it`s OWL» (Intelligent Technical Systems OstWestfalenLippe) — промышленный аналог “Кремниевой долины”. Он сейчас объединяет 173 компании, которые должны отработать на практике концепцию «умных фабрик». На заводе компании Siemens в Амберге нет почти ни одного человека [2].

Заслуживает внимания опыт компании Harley-Davidson: на ее новом заводе в Йорке каждый станок подключен к общей системе, а данные с установленных на нем датчиков анализируются в реальном времени. Контролируются и внешние параметры: температура воздуха в помещениях, влажность, частота вращения вентиляторов и т.д. Таким образом, все производство находится под контролем, время проведения каждой операции известно с точностью до секунды (без этого просто невозможно было бы выпускать по мотоциклу каждые полторы минуты), возможные проблемы с оборудованием или компонентами решаются до того, как станут реальными и затормозят рабочий процесс. Внедрение решений в области Интернета вещей позволило сделать завод в Йорке весьма компактным: вместо 41 здания площадью 139 тыс. кв. м сейчас эксплуатируются всего два общей площадью 60 тыс. кв. м. Число сотрудников сократилось на 30% и упростилось штатное расписание — вместо 62 типов рабочих позиций осталось пять, затраты на производство уменьшились на 7%, чистая прибыль возросла на 19%. В результате акции компании выросли с 10 долл. в 2009 году до 70 долл. в 2015 году. Впечатляет и сам факт изготовления всего за шесть часов мотоцикла премиальной марки, созданного под конкретного покупателя. Такой подход к клиенту, когда он, заказав мотоцикл у дилера, может через несколько часов на заводе забрать его с конвейера, позволил компании не только улучшить свои финансовые показатели, но и увеличить и без того высокую лояльность покупателей к марке Harley-Davidson [3].

Если «Индустрия 4.0» реально заработает, то она, согласно оценкам Всемирного банка и General Electric, может добавить мировому ВВП 30 трлн. евро. Все это будет сопровождаться потрясениями на рынке труда: не только многие рабочие, но и менеджеры останутся без работы [2].

Реализация концепции «Индустрия 4.0», по нашему мнению, означает фактически вызов «живому» (биосфере) со стороны «неживого» (техносферы), надеющегося приобрести средствами науки и техники столь привлекательные «эксплуатационные» преимущества «живого». Последнее же получило эти свои преимущества (способность к адаптации при изменении внешних условий и деградации собственных параметров, высокий уровень надежности и выживаемости в критических ситуациях) и обладает способностью к дальнейшему совершенствованию благодаря длительному (миллионы лет) естественному отбору. Эффективности этого процесса способствуют биофизические факторы. Защитные механизмы здесь включаются на молекулярном и клеточном уровнях, а точность химических реакций, ответственных за обмен веществ в клетках, на порядки превышает точность поддержания параметров режимов в технических устройствах.

Единство филогенеза и онтогенеза, воплощенное в сочетании восприимчивости и устойчивости генетических кодов, обеспечивает надежность и выживаемость биосферы, функционирующей таким образом на основе принципов и механизмов самоорганизации.

Иначе складывается судьба объектов техносферы. Они не обладают врожденными эффективными «генетически» заложенными способностями к собственному самосовершенствованию, жизнеобеспечению, то есть к своего рода «сознательному» самосовершенствованию и поддержанию своего технического состояния. Применяемые в технике средства измерительного контроля и диагностики, основанные, как правило, на процедурах низкого и среднего метрологического уровня, не обеспечивают достоверной оценки ни их технического состояния, ни остаточного ресурса.

Поэтому, например, появление при переходе к «Индустрии 4.0» потоков локальных отказов подключенного к сети технологического оборудования, а также аппаратуры в информационных каналах связи и т.п. вполне закономерно ослож­няет развитие данной концепции. Попытки усилить прогнозирующий контроль системы путем наращивания количества датчиков только усугубляют возникающие трудности, усиливают информационный коллапс.

Возникает вопрос: адекватно ли в сложившейся ситуации информационное обеспечение функционирования подобной системы на основе программируемых вычислительных средств дискретного действия?

Отметим, что в ряде практически важных ситуа­ций случайный разброс наблюдаемых величин оказывается сопоставимым с дискретой (ценой деления) средства измерения. Это связано с тем, что в настоящее время с развитием требований к качеству технологических процессов в машиностроении, приборостроении и других областях возникает противоречие: с одной стороны, повышение точности требует увеличения частоты дискретизации отсчетов, с другой — происходит повышение случайной составляющей относительно полезного сигнала. Для таких наблюдений в работе [4] введено понятие «сильно дискретизованных». При этом дальнейшее уменьшение размера дискреты либо невозможно из-за достижения технологических пределов, либо слишком затратно с экономической точки зрения. С другой стороны, исключить или существенно снизить случайную составляющую при проведении измерений в реальных условиях также либо невозможно, либо экономически затратно. Возникает противоречие, которое приводит к ограничениям точности измерений. Отметим, что выбор разрядности аналого-цифровых преобразователей — стандартная задача при проектировании изделий цифровой электронной техники. Однако на практике приходится искать компромисс между такими характеристиками АЦП, как разрядность, быстродействие, надежность и стоимость, поэтому уменьшение дискретности АЦП имеет свои пределы [4].

На наш взгляд, техническая реализация концепции «Индустрия 4.0» потребует применения нейронных сетей. По сравнению с обычными сетями, нейронные обнаруживают следующие замечательные свойства:

Ф применение вместо обязательного при пользовании компьютерами предварительного составления детальных, предусматривающих все возможные ситуации программ, обучающей выборки, содержащей набор характерных примеров, обеспечивает достижение интеллектуаль­ной инициативы, своего рода «смекалки» самоорганизующихся нейронных сетей, что демонстрирует их явное преимущество над пунк­туальными, исполнительными, но не предприимчивыми компьютерами;

Ф обеспечение параллельности работы нейронных сетей, резко повышающей эффективность их применения, органично их природе и реализуется непринужденно, в то время как создание суперкомпьютеров, объединяющих десятки и даже сотни тысяч процессоров, встречает колоссальные затруднения;

Ф нейронные сети, как и мозг человека, устойчивы и живучи по отношению к выходу из строя даже значительного количества элементов, в то время как отказ всего нескольких из сотен миллионов логических элементов в компьютере вызывает его выход из строя [5].

Принципы нейроинтеллектуализации уже нашли применение в отечественной практической космонавтике. Здесь примером нового подхода к совершенствованию управления сложным техническим объектом может служить нейросетевое обеспечение бортовых комплексов управления малых космических аппаратов, предназначенных для обеспечения экологического мониторинга Земли, гидрометеорологического обеспечения обнаружения и контроля чрезвычайных ситуаций. Установлено, что повышение автономности функционирования бортовых комплексов нейросетевого обеспечения дает выигрыш в динамической и интегральной производительности до 50–70% [6, 7].

Более того, совершенствование бортовой системы ориентации такого спутника на основе нейросетевой обработки изображения звездного неба позволило сократить время опознания группы навигационных звезд с 6 с до 14,95 мкс [8]. Упомянутая здесь система распознавания звезд реализована на нейроплате Neuro Matrix NM 6403, выпущенной отечественной промышленностью (АО НТЦ «Модуль») [8].

Перспективы совершенствования элементной базы нейронных сетей открываются в связи с разработкой мемристоров — резисторов с памятью, способных обеспечить создание резистивной памяти открытого доступа, в ячейках которой данные сохраняются не за счет электрического заряда, а благодаря изменению сопротивления материала [9].

Практическая реализация концепции «Индустрия 4.0» означает создание самоорганизующейся системы. Реализуя свой подход, биосфера «выбрала» путь использования не дискретных, а аналоговых принципов. Элементной базой, реализующей интеллект человека, явились нейроны, способные обеспечить анализ, импровизацию, ассоциации и другие функции мышления. В работе [10] рассмотрены вопросы нейродиагностики и прогнозирования работоспособности оборудования электроприводов. Износ оборудования электроприводов ухудшает статические и динамические характеристики, а иногда приводит и к аварийным ситуа­циям. При помощи нейронных сетей удается своевременно предсказать отклонения рабочих параметров, сравнить их с аварийными отклонения­ми и сделать вывод о работоспособности оборудования электроприводов.

Также активно исследуются вопросы создания нейросетей с использованием биологических компонентов — биологических нейросетей. В работах [11, 12] представлены некоторые аспекты передачи информации с помощью бактерий, а в [13] рассмотрена возможность использования кальциевого обмена между клетками для передачи информации.

Исследования в области применения биологических компонентов для создания телекоммуникационной сети не ограничиваются рассмотренными выше. В целом, основываясь на анализе литературных данных в работе [14] сделан вывод, что построение телекоммуникационной сети на основе живых организмов вполне реально.

Практическое решение проблемы внедрения «Индустрии 4.0» невозможно без проведения фундаментальных научных исследований. Опыт организации подобных работ в СССР показывает, что во главе основных направлений развития станкостроения стояли академики АН СССР. Так, например, Экспериментальный научно-исследовательский институт металлорежущих станков (ЭНИМС) возглавлял академик АН СССР В.И. Дикушин. Под его руководством была разработана система агрегатирования станков для обработки тел вращения в автоматических линиях. Академик Дикушин был одним из инициаторов создания Института машиноведения РАН, почти два десятилетия руководил Комиссией по технологии машиностроения. Роторно-конвейерные линии были разработаны под руководством Л.Н. Кошкина, академика АН СССР. Академик АН СССР Н.Н. Рыкалин занимался лазерными, электронно-лучевыми и плазменными технологиями. Можно привести и другие примеры.

Остается заметить, что при этом заслуживает внимания и проблема взаимодействия человека с машиной. Качественно новые стороны далеко не новой проблемы взаимодействия в системе «человек — машина» особенно отчетливо проявляются в современной авиации — на переднем крае, в полном смысле этого слова, научно-технического прогресса. Оказалось, как пишет в своей статье [15] видный специалист в области медико-биологических проблем авиации, генерал-майор медицинской службы, доктор медицинских наук, профессор психологии летного труда Владимир Александрович Пономаренко, что при создании боевых самолетов пятого поколения главное — инженерно-психологические вопросы готовности авиации к новому прорыву. Основным направлением признано снижение уровня аварийности, связанной с ошибками человека, за счет повышения эргономичности кабин и рабочих мест, обеспечения возможности принимать интеллектуальные решения, особенно в нестандартных условиях. Преимуществом самолетов пятого поколения является их неуязвимость, обеспечиваемая сверхвысокой маневренностью. Однако реализация этого требования оборачивается воздействием сверхвысоких перегрузок на пилота, приводящих к потере ориентации, возникновению ложных ощущений и помех зрительному восприятию. Цитируемый выше В.А. Пономаренко делится своими впечатлениями: «Посетив авиационные базы ВВС и авиации ВМС США, я воочию убедился, с какой глубиной и пониманием отрабатываются вопросы по защите человека от опасных факторов в полете на самолетах пятого поколения. Уже сегодня в спецснаряжение вмонтированы датчики основных параметров состояния работоспособности, которые через спутниковую систему связи передают информацию на землю. Разработаны средства, защищающие голову и шею от ударных нагрузок. Внедрено принципиально новое высотное спецснаряжение. Командованием ВВС и ВМС США введена новая концепция: управление вооружением через состояние человека. Только в авиации американских военно-морских сил идут разработки по 14 тыс. научных программ в шести научных центрах с общегодовым бюджетом 12 млрд. долл».

Очевидно, впереди очень много работы по развитию и совершенствованию производительных сил страны, перевода их на принципиально новый технологический уровень.

Все только начинается!!!

список Литературы

1. Новиков С.В. На пороге метрологической революции. — М.: МГТУ «МИРЭА»: Сб. трудов IV Международной конференции «ИТ­стандарт 2013», 2013 г. C. 322­326.

2. http://kommersant.ru/doc/2912212

3. http//sap­planet.ru

4. Мастеренко Д.А. Повышение точности информационно­измерительных систем автоматизированного производства на основе методов статистической обработки сильно дискретизированных наблюдений. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук // М.: МГТУ «Станкин», 2015.

5. Малинецкий Г.Г. Чтоб сказку сделать былью… Высокие технологии — путь России в будущее. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 224 c.

6. Ефремов В.В. Нейросетевое обеспечение бортовых комплексов управления космических аппаратов наблюдения // Мехатроника, автоматизация, управление. 2003. № 5. C. 26–32.

7. Нейрокомпьютеры в космической технике / Под ред. В.В. Ефремова. Кн. 17. — М.: Радиотехника, 2004. 320 c.

8. Аванесов С.А. и др. Звездные координаторы системы ориентации космических аппаратов // Известия вузов. Приборостроение. 2003. Т. 46, № 4. C. 66–69.

9. Петров А. и др. На пути к нейроморфной мемристорной компьютерной платформе // Наноиндустрия. 2016. № 1(65). C. 94–107.

10. http://www.rusnauka.com/13_NBG_2015/Matemathics/ 4_192043.doc.htm

11. Balasubramaniam S., Lio P. Multi­Hop Configuration Based Bacteria Nanonetworks // IEEE Transactions on nanobioscience. March 2013. Vol. 12. № 1. P. 47–59.

12. Gregori M., Akyildiz Ian F. A New NanoNetwork Architecture Using Flagellated Bacteria and Catalytic Nanomotors // IEEE Journal on selected areas in communications. May 2010. Vol. 28, № 4. P. 612–619.

13. Kuran M.S., Tagcu T., Edis O. Calcium signaling overview and research directions of a molecular communication paradigm // IEEE Wireless Communications. October 2012. P. 20–27.

14. Пирмагомедов Р.Я., Кучерявый Е.А. и др. Живые организмы в киберпространстве — проект «Биодрайвер» // Электросвязь. 2016. № 1. С. 47.

15. Пономаренко В.А. Чем озадачит нас авиация нового тысячелетия. Проблема самолетов пятого поколения в государственном измерении // Независимое военное обозрение. 2016, № 10 (893) (18–20 марта 2016 года). Еженедельное приложение к «Независимой газете». С. 1, 8–9.



В статье использованы фото с сайтов:

https://ru.pinterest.com

http://www.mediapapa.org

http://legocomp.ru/2015/01/iskusstvennyj­intellekt­i­obuchenie/

Михаил Иванович КИСЕЛЕВ —

доктор физико­математических наук,
профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана

Сергей Васильевич НОВИКОВ —

кандидат технических наук,
заместитель главного редактора журнала
«СТАНКОИНСТРУМЕНТ»
 
 Отзывы читателей
Разработка: студия Green Art