Выпуск #2/2016
В. ГРИШИН
Нормативно-методическое обеспечение станочного парка при импортозамещении
Нормативно-методическое обеспечение станочного парка при импортозамещении
Просмотры: 2612
Рассмотрены проблемы и способы реализации процесса модернизации устаревшей отраслевой нормативно-технической базы и ее гармонизации с современными международными аналогами.
Теги: harmonization machinery equipment standardization technical regulation импортозамещение испытания нормативно-методическое обеспечение ремонтосложность стандартизация станкостроение
Вступающий в силу с 1 июля 2016 года Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» приобретает сегодня особую актуальность, так как разрешает многие проблемы в национальной системе стандартизации, обусловленные, с одной стороны, принятием несовершенного ФЗ-184 «О техническом регулировании» от 27.12.2002 года, в котором отдельные вопросы формирования новой системы технической политики государства даже с принятыми к нему поправками не были сняты. А с другой стороны, вступление России в ВТО обязало российскую сторону соблюдать принципы Соглашений по торговле, что выявило дополнительные проблемы, с которыми столкнулись отечественные предприятия на мировом рынке и которые не разрешились даже с принятием и вступлением с 2012 года в силу Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования». Особенно это касается вопросов сертификации и доказательной базы к вышеуказанному ТР, в том числе по обрабатывающему оборудованию. Однако в этой сфере, в процессе гармонизации НС с аналогами международных стандартов (МС) в части безопасной эксплуатации различных видов и групп обрабатывающего оборудования, за последние годы Технический комитет по стандартизации ТК 70 «Станки» наработал для отрасли практический опыт и методические подходы — в указанную базу включено более 90 гармонизированных международных и межгосударственных стандартов по безопасности продукции станкостроения, то есть практически сформирована современная нормативно-техническая база для проведения сертификации, экспорта, процесса безопасной эксплуатации обрабатывающего оборудования.
В то же время, проводимый Правительством РФ курс по техническому перевооружению и модернизации предприятий машиностроительного комплекса и ОПК направлен на повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке, обеспечение технологической независимости и укрепление обороноспособности страны за счет внедрения прогрессивных технологий, что требует обновления технологического парка предприятий.
При этом, более 2/3 станочного парка страны, находящегося в возрасте 25 лет и выше, не проходили капитального ремонта, морально устарели и имеют значительный физический износ. Реальные темпы обновления технологического парка за счет импорта не превышают нескольких процентов от общей его численности (1,5 млн. ед.), в результате ввода международных санкций импорт прогрессивного обрабатывающего оборудования в Россию прекращен, крайне недостаточно финансирование НИР.
Вывод очевиден — необходимо, с одной стороны, ускоренными темпами вести разработку и освоение наиболее востребованного спектра отечественного оборудования, по техническому уровню сопоставимого с импортными аналогами, а с другой — внедрять передовые технологии и в основное производство, и при модернизации и ремонтно-восстановительных работах имеющегося станочного парка силами самих предприятий или специализированных организаций по типовым проектам и единой методике общеотраслевого уровня. Для решения обеих задач необходимо современное нормативно-методическое обеспечение — это основная функция вышеуказанного ТК 70. Однако на протяжении 25–30 лет для предприятий отрасли и их смежников из-за отсутствия финансирования не выполняются НИР по актуализации морально устаревшей нормативно-методической базы. Это относится к ГОСТам и отраслевым стандартам (РУ, МУ и т.д.), по станочному парку в части потребительских свойств обрабатывающего оборудования: точностным параметрам, производительности, энергоэффективности, степени автоматизации станков и КПО и т.п., разработанным еще в период функционирования Минстанкопрома СССР).
Общая картина состояния нормативно-методического обеспечения (НМО) в станкостроении выглядит так: основные функции возложены на Технический комитет по стандартизации ТК 70 «Станки». За ним Росстандартом России закреплено в настоящее время 334 базовых НС и несколько сот бывших отраслевых нормалей и методик по металлообработке. Отмечая достаточно положительные результаты по успешному формированию нормативной базы в части безопасности эксплуатации обрабатывающего оборудования, вынуждены констатировать почти полное отсутствие нормативной базы в области потребительских свойств продукции станкостроения. Насущные интересы станкостроителей и машиностроителей самых различных отраслей в нормативно-методическом обеспечении этапов создания, контрольно-поверочных испытаний на соответствие результатов обработки требованиям ТУ изготавливаемой продукции остаются неудовлетворенными. Подпрограммой «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности на 2011–2016 годы» выполнение НИР по нормативно-методическому обеспечению создания наиболее востребованных отечественными предприятиями прогрессивных моделей обрабатывающего оборудования предусмотрено не было.
К настоящему моменту ТК 70 «Станки», ввиду отсутствия финансирования, гармонизировал только два отечественных ГОСТа — с ИСО 230-2: «Нормы и правила испытаний металлорежущих станков…» и ИСО 10791-2 «Методы контроля обрабатывающих центров. Часть 2…», которые уже частично морально устарели, так как их мировые аналоги за эти пять лет претерпели определенные корректировки. Все предложения ТК 70 по включению в планы разработки национальных стандартов (РПНС) НИР по гармонизации устаревших ГОСТов (разработки 70–80-х годов прошлого столетия) не принимались Ростандартом, поскольку разработка и пересмотр таких стандартов по положениям вышеуказанного ФЗ-184 не включалась в его функции.
Учитывая эти многократные отказы, в 2011 году ТК 70 «Станки» разработал и передал в Ассоциацию «Станкоинструмент» план НИР на пять лет по гармонизации устаревших ГОСТов на станки и КПО с современными международными аналогами — базовыми МС следующих серий:
Ф ИСО 230 (11 стандартов на сверлильно-фрезерно-расточные станки);
Ф ИСО 10791 (восемь стандартов на станки типа «ОЦ»);
Ф ИСО 13041 (10 стандартов на токарные станки) и др.
Одновременно, выполняя основные положения ФЗ-184 «О Техническом регулировании», ТК 70 выполнил своими силами полный анализ действовавшей ранее отраслевой нормативной документации по данному направлению, сформировав при этом четыре группы НД:
Ф 1 группа — для перевода ОСТов в НС;
Ф 2 группа — для перевода в стандарты предприятий;
Ф 3 группа — для курирования ведущими отраслевыми НИИ по специализации;
Ф 4 группа — для исключения по причине невостребованности либо морального устаревания.
Полные результаты анализа отраслевой НД были также переданы в Ассоциацию «Станкоинструмент» для формирования замечаний и предложений по их доработке от станкостроительных заводов. Однако за пять прошедших лет даже по самой острой общеотраслевой проблеме — актуализации действующей морально устаревшей методики «Типовая система технического обслуживания и ремонта металло- и деревообрабатывающих станков», разработанной еще в 1988 году головным институтом Минстанкопрома СССР — «ЭНИМС»,– до сих пор не решен вопрос финансирования. Хотя внедрение на предприятиях прогрессивных технологий требует применения современных моделей станков, режимов высокоскоростного резания и соответствующего режущего инструмента, учета современных условий эксплуатации и форм организации основного производства и ремонтно-восстановительных работ. Но устаревшая методика не отвечает этим требованиям, она не позволяет оперативно определить ремонтосложность станков, при расчете которой применяется индивидуальный подход для каждой модели (в большинстве случаев уже снятой с производства) при ее эксплуатации, рассчитанной на устаревшие режимы резания. Расчет ремонтосложности особенно важен при проведении технологического аудита предприятий, от результатов которого зависят основные параметры проекта перевооружения предприятия в целом. Поэтому оперативный и объективный анализ устаревшего станочного парка и формирование предложений о необходимости (и стоимости) его модернизации по каждой из используемых моделей обрудования в сравнении с современными аналогами, в том числе многоинструментальными станками с ЧПУ и «ОЦ», реально невозможен. Современных моделей в устаревшей методике нет, как нет и не могло быть в 80-е годы прошлого века высокоскоростной обработки.
Необходима современная методика, в которой должны быть откорректированы в целом номенклатура станков, материалы и режимы обработки, методы расчета ремонтосложности оборудования, а соответственно, параметров участка (цеха), численности СГМ или иной ремонтной службы. Справочные материалы по ремонтосложности необходимы в виде общедоступной типовой межотраслевой электронной интерактивной информационной базы станков всех технологических групп — от простейших конструкций до самых сложных, с максимальными технологическими возможностями. Это позволило бы отказаться от устаревшей структуры ППР и внедрять на предприятиях прогрессивные и эффективные методы обеспечения надежности и работоспособности оборудования, методы диагностики фактического (без разборки) технического состояния оборудования, превентивно устранять его дефекты для предотвращения аварий в процессе эксплуатации.
Востребованность предприятиями машиностроения и ОПК актуализации устаревшей «Системы ППР» подтверждена резолюциями межотраслевых совещаний в 2012–2015 годах (г. Королёв, г. Самара, г. Екатеринбург и др.), в рамках которых предлагалось ПАО «ЭНИМС», как имеющему наибольший опыт и научный потенциал по данному направлению, оперативно выполнить соответствующий комплекс НИР. В 2015 году ПАО «ЭНИМС» направил соответствующие заявки на проведение НИР в департамент Минпромторга РФ и в АО «СТАНКОПРОМ», продублировав возможность их выполнения в 2016 году, но подтверждения об их включении в тематику прикладных НИР от указанных инстанций не получил.
Вступающий в ближайшее время в силу Федеральный закон «О стандартизации» уже сегодня помогает решать вопрос разработки НД, ранее не входивших в основную номенклатуру, обозначенную ФЗ-184, активизирует вопросы международной стандартизации, усиливая права ТК по стандартизации в формировании на ближайшие годы планов национальной системы стандартизации. Так, на 2016–2017 годы Росстандарт принял на рассмотрение заявки на НИР от ТК 70 «Станки» по гармонизации с МС первой партии морально устаревших ГОСТов с базовыми стандартами международных серий ИСО 230, ИСО 13041, ИСО 10791 в части условий испытаний различного вида основных групп современных моделей станков, в том числе:
Ф ИСО 13041. Условия испытаний токарных станков с числовым программным управлением и токарных обрабатывающих центров:
а) Часть 1. Проверка геометрической точности станков с горизонтальным шпинделем для крепления обрабатываемой детали.
б) Часть 4. Точность и повторяемость позиционирования при перемещении по линейным и круговым осям.
в) Часть 5. Точность подачи, скоростей и интерполяций.
Ф ИСО 230. Нормы и правила испытаний металлорежущих станков:
а) Часть 2. Определение точности и повторяемости позиционирования осей станков с числовым программным управлением.
б) Часть 4. Испытания на отклонения круговых траекторий для станков с числовым программным управлением.
в) Часть 5. Определение уровня шума.
Ф ИСО 10791. Условия испытаний обрабатывающих центров:
а) Часть 6. Точность скоростей и интерполяций
б) Часть 7: Точность обработки испытательных образцов.
Ф ИСО 1985. Условия испытаний плоскошлифовальных станков с вертикальным шпинделем и передвижным столом — испытания на точность.
Ф ИСО 16907. Коррекция геометрических погрешностей с помощью ЧПУ.
Ф ИСО 3070. Условия испытаний расточных и фрезерных станков с горизонтальным шпинделем. Проверка точности:
а) Часть 2: Станки с подвижной вдоль оси X стойкой (напольного типа) и др.
Разработка и принятие этих НС (информация о стадиях их разработки и принятия публикуется на сайте Росстандарта) станет началом формирования нормативно-методической базы в области условий, норм и правил испытаний современных моделей станочного парка. ТК 70 заинтересован в активном участии в обсуждении заводами Ассоциации «Станкоинструмент» проектов намеченных к разработке в ближайшее время стандартов и надеется на тесное сотрудничество не только по качеству, но и по предложениям в части номенклатуры наиболее востребованных станкостроительными заводами НС.
Учитывая особо острую востребованность со стороны многих, в первую очередь машиностроительных предприятий, в актуализации устаревшей методики «Система ППР», Ассоциации «Станкоинструмент» необходимо убедить руководство Минпромторга РФ в необходимости открытия и финансирования соответствующих НИР по переработке устаревшей методики в соответствии с резолюциями вышеуказанных конференций с участием предприятий машиностроения и ОПК.
Виктор Михайлович ГРИШИН —
заведующий отделом,
ученый секретарь ПАО «ЭНИМС»,
председатель ТК 70 «Станки»
В то же время, проводимый Правительством РФ курс по техническому перевооружению и модернизации предприятий машиностроительного комплекса и ОПК направлен на повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке, обеспечение технологической независимости и укрепление обороноспособности страны за счет внедрения прогрессивных технологий, что требует обновления технологического парка предприятий.
При этом, более 2/3 станочного парка страны, находящегося в возрасте 25 лет и выше, не проходили капитального ремонта, морально устарели и имеют значительный физический износ. Реальные темпы обновления технологического парка за счет импорта не превышают нескольких процентов от общей его численности (1,5 млн. ед.), в результате ввода международных санкций импорт прогрессивного обрабатывающего оборудования в Россию прекращен, крайне недостаточно финансирование НИР.
Вывод очевиден — необходимо, с одной стороны, ускоренными темпами вести разработку и освоение наиболее востребованного спектра отечественного оборудования, по техническому уровню сопоставимого с импортными аналогами, а с другой — внедрять передовые технологии и в основное производство, и при модернизации и ремонтно-восстановительных работах имеющегося станочного парка силами самих предприятий или специализированных организаций по типовым проектам и единой методике общеотраслевого уровня. Для решения обеих задач необходимо современное нормативно-методическое обеспечение — это основная функция вышеуказанного ТК 70. Однако на протяжении 25–30 лет для предприятий отрасли и их смежников из-за отсутствия финансирования не выполняются НИР по актуализации морально устаревшей нормативно-методической базы. Это относится к ГОСТам и отраслевым стандартам (РУ, МУ и т.д.), по станочному парку в части потребительских свойств обрабатывающего оборудования: точностным параметрам, производительности, энергоэффективности, степени автоматизации станков и КПО и т.п., разработанным еще в период функционирования Минстанкопрома СССР).
Общая картина состояния нормативно-методического обеспечения (НМО) в станкостроении выглядит так: основные функции возложены на Технический комитет по стандартизации ТК 70 «Станки». За ним Росстандартом России закреплено в настоящее время 334 базовых НС и несколько сот бывших отраслевых нормалей и методик по металлообработке. Отмечая достаточно положительные результаты по успешному формированию нормативной базы в части безопасности эксплуатации обрабатывающего оборудования, вынуждены констатировать почти полное отсутствие нормативной базы в области потребительских свойств продукции станкостроения. Насущные интересы станкостроителей и машиностроителей самых различных отраслей в нормативно-методическом обеспечении этапов создания, контрольно-поверочных испытаний на соответствие результатов обработки требованиям ТУ изготавливаемой продукции остаются неудовлетворенными. Подпрограммой «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности на 2011–2016 годы» выполнение НИР по нормативно-методическому обеспечению создания наиболее востребованных отечественными предприятиями прогрессивных моделей обрабатывающего оборудования предусмотрено не было.
К настоящему моменту ТК 70 «Станки», ввиду отсутствия финансирования, гармонизировал только два отечественных ГОСТа — с ИСО 230-2: «Нормы и правила испытаний металлорежущих станков…» и ИСО 10791-2 «Методы контроля обрабатывающих центров. Часть 2…», которые уже частично морально устарели, так как их мировые аналоги за эти пять лет претерпели определенные корректировки. Все предложения ТК 70 по включению в планы разработки национальных стандартов (РПНС) НИР по гармонизации устаревших ГОСТов (разработки 70–80-х годов прошлого столетия) не принимались Ростандартом, поскольку разработка и пересмотр таких стандартов по положениям вышеуказанного ФЗ-184 не включалась в его функции.
Учитывая эти многократные отказы, в 2011 году ТК 70 «Станки» разработал и передал в Ассоциацию «Станкоинструмент» план НИР на пять лет по гармонизации устаревших ГОСТов на станки и КПО с современными международными аналогами — базовыми МС следующих серий:
Ф ИСО 230 (11 стандартов на сверлильно-фрезерно-расточные станки);
Ф ИСО 10791 (восемь стандартов на станки типа «ОЦ»);
Ф ИСО 13041 (10 стандартов на токарные станки) и др.
Одновременно, выполняя основные положения ФЗ-184 «О Техническом регулировании», ТК 70 выполнил своими силами полный анализ действовавшей ранее отраслевой нормативной документации по данному направлению, сформировав при этом четыре группы НД:
Ф 1 группа — для перевода ОСТов в НС;
Ф 2 группа — для перевода в стандарты предприятий;
Ф 3 группа — для курирования ведущими отраслевыми НИИ по специализации;
Ф 4 группа — для исключения по причине невостребованности либо морального устаревания.
Полные результаты анализа отраслевой НД были также переданы в Ассоциацию «Станкоинструмент» для формирования замечаний и предложений по их доработке от станкостроительных заводов. Однако за пять прошедших лет даже по самой острой общеотраслевой проблеме — актуализации действующей морально устаревшей методики «Типовая система технического обслуживания и ремонта металло- и деревообрабатывающих станков», разработанной еще в 1988 году головным институтом Минстанкопрома СССР — «ЭНИМС»,– до сих пор не решен вопрос финансирования. Хотя внедрение на предприятиях прогрессивных технологий требует применения современных моделей станков, режимов высокоскоростного резания и соответствующего режущего инструмента, учета современных условий эксплуатации и форм организации основного производства и ремонтно-восстановительных работ. Но устаревшая методика не отвечает этим требованиям, она не позволяет оперативно определить ремонтосложность станков, при расчете которой применяется индивидуальный подход для каждой модели (в большинстве случаев уже снятой с производства) при ее эксплуатации, рассчитанной на устаревшие режимы резания. Расчет ремонтосложности особенно важен при проведении технологического аудита предприятий, от результатов которого зависят основные параметры проекта перевооружения предприятия в целом. Поэтому оперативный и объективный анализ устаревшего станочного парка и формирование предложений о необходимости (и стоимости) его модернизации по каждой из используемых моделей обрудования в сравнении с современными аналогами, в том числе многоинструментальными станками с ЧПУ и «ОЦ», реально невозможен. Современных моделей в устаревшей методике нет, как нет и не могло быть в 80-е годы прошлого века высокоскоростной обработки.
Необходима современная методика, в которой должны быть откорректированы в целом номенклатура станков, материалы и режимы обработки, методы расчета ремонтосложности оборудования, а соответственно, параметров участка (цеха), численности СГМ или иной ремонтной службы. Справочные материалы по ремонтосложности необходимы в виде общедоступной типовой межотраслевой электронной интерактивной информационной базы станков всех технологических групп — от простейших конструкций до самых сложных, с максимальными технологическими возможностями. Это позволило бы отказаться от устаревшей структуры ППР и внедрять на предприятиях прогрессивные и эффективные методы обеспечения надежности и работоспособности оборудования, методы диагностики фактического (без разборки) технического состояния оборудования, превентивно устранять его дефекты для предотвращения аварий в процессе эксплуатации.
Востребованность предприятиями машиностроения и ОПК актуализации устаревшей «Системы ППР» подтверждена резолюциями межотраслевых совещаний в 2012–2015 годах (г. Королёв, г. Самара, г. Екатеринбург и др.), в рамках которых предлагалось ПАО «ЭНИМС», как имеющему наибольший опыт и научный потенциал по данному направлению, оперативно выполнить соответствующий комплекс НИР. В 2015 году ПАО «ЭНИМС» направил соответствующие заявки на проведение НИР в департамент Минпромторга РФ и в АО «СТАНКОПРОМ», продублировав возможность их выполнения в 2016 году, но подтверждения об их включении в тематику прикладных НИР от указанных инстанций не получил.
Вступающий в ближайшее время в силу Федеральный закон «О стандартизации» уже сегодня помогает решать вопрос разработки НД, ранее не входивших в основную номенклатуру, обозначенную ФЗ-184, активизирует вопросы международной стандартизации, усиливая права ТК по стандартизации в формировании на ближайшие годы планов национальной системы стандартизации. Так, на 2016–2017 годы Росстандарт принял на рассмотрение заявки на НИР от ТК 70 «Станки» по гармонизации с МС первой партии морально устаревших ГОСТов с базовыми стандартами международных серий ИСО 230, ИСО 13041, ИСО 10791 в части условий испытаний различного вида основных групп современных моделей станков, в том числе:
Ф ИСО 13041. Условия испытаний токарных станков с числовым программным управлением и токарных обрабатывающих центров:
а) Часть 1. Проверка геометрической точности станков с горизонтальным шпинделем для крепления обрабатываемой детали.
б) Часть 4. Точность и повторяемость позиционирования при перемещении по линейным и круговым осям.
в) Часть 5. Точность подачи, скоростей и интерполяций.
Ф ИСО 230. Нормы и правила испытаний металлорежущих станков:
а) Часть 2. Определение точности и повторяемости позиционирования осей станков с числовым программным управлением.
б) Часть 4. Испытания на отклонения круговых траекторий для станков с числовым программным управлением.
в) Часть 5. Определение уровня шума.
Ф ИСО 10791. Условия испытаний обрабатывающих центров:
а) Часть 6. Точность скоростей и интерполяций
б) Часть 7: Точность обработки испытательных образцов.
Ф ИСО 1985. Условия испытаний плоскошлифовальных станков с вертикальным шпинделем и передвижным столом — испытания на точность.
Ф ИСО 16907. Коррекция геометрических погрешностей с помощью ЧПУ.
Ф ИСО 3070. Условия испытаний расточных и фрезерных станков с горизонтальным шпинделем. Проверка точности:
а) Часть 2: Станки с подвижной вдоль оси X стойкой (напольного типа) и др.
Разработка и принятие этих НС (информация о стадиях их разработки и принятия публикуется на сайте Росстандарта) станет началом формирования нормативно-методической базы в области условий, норм и правил испытаний современных моделей станочного парка. ТК 70 заинтересован в активном участии в обсуждении заводами Ассоциации «Станкоинструмент» проектов намеченных к разработке в ближайшее время стандартов и надеется на тесное сотрудничество не только по качеству, но и по предложениям в части номенклатуры наиболее востребованных станкостроительными заводами НС.
Учитывая особо острую востребованность со стороны многих, в первую очередь машиностроительных предприятий, в актуализации устаревшей методики «Система ППР», Ассоциации «Станкоинструмент» необходимо убедить руководство Минпромторга РФ в необходимости открытия и финансирования соответствующих НИР по переработке устаревшей методики в соответствии с резолюциями вышеуказанных конференций с участием предприятий машиностроения и ОПК.
Виктор Михайлович ГРИШИН —
заведующий отделом,
ученый секретарь ПАО «ЭНИМС»,
председатель ТК 70 «Станки»
Отзывы читателей