Выпуск #2/2017
О. Клубничкина
Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов новой формации
Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов новой формации
Просмотры: 2259
Рассмотрены современные методы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов на примере деятельности Люберецкого техникума имени Героя Советского Союза, летчикакосмонавта Ю.А. Гагарина. Описаны принципы реализации практикоориентированной (дуальной) модели обучения и социального партнерства с предприятиямипроизводителями.
Теги: a demonstration exam a practiceoriented model of training professional education professional orientation state final certification государственная итоговая аттестация демонстрационный экзамен практикоориентированная модель обучения профессиональная ориентация профессиональное образование
В результате слияния трех областных государственных бюджетных образовательных учреждений среднего профессионального образования Московской области (ГБОУ СПО «Московский областной техникум отраслевых технологий», ГБОУ СПО МО «Люберецкий политехнический техникум», ГБОУ СПО МО «Люберецкий политехнический техникум им. Ю.А. Гагарина») 1 сентября 2015 года в г. Люберцы было создано Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Люберецкий техникум имени Героя Советского Союза, летчика-космонавта Ю.А. Гагарина».
Сегодня потенциал творческого и профессионального роста техникума достаточен для выполнения главной задачи нашего образовательного учреждения – постоянно способствовать укреплению российской экономики и развитию системы образования посредством подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных, востребованных обществом и рынком труда квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов высочайшего уровня.
Техникум дает студентам актуальное и качественное профессиональное образование на основе инновационных подходов к организации образовательного процесса, которое помогает им быстро добиться успеха. Коллектив техникума умеет сохранять верный баланс между отечественными образовательными традициями и новейшими педагогическими методиками, искать и находить всё новые ресурсы для развития и движения вперед.
Техникум сегодня − это организация с двухуровневой системой подготовки (средний и начальный профессиональный уровни). Реализуются четыре программы по подготовке квалифицированных рабочих (служащих) и девять программ по подготовке специалистов среднего звена. Техникум осуществляет образовательную деятельность по аккредитованным профессиональным образовательным программам с нормативным сроком освоения от 2 лет 10 месяцев до 3 лет 10 месяцев.
Количество студентов на текущий момент составляет 1 016 человек, в том числе осуществляется подготовка квалифицированных рабочих по специальности «15.01.25. Станочник (металлообработка)» и специалистов среднего звена по специализации «24.02.01. Производство летательных аппаратов». Выпускники, освоившие начальный профессиональный уровень, получают квалификацию рабочего (служащего), освоившие средний уровень − квалификацию «техник».
За период работы техникум выпустил более 27 тысяч квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена. Все выпускники трудоустроены, работают в различных отраслях промышленного производства, информационных коммуникационных технологий, сфере услуг и др.
В техникуме идет обновление образовательных программ по реализуемым направлениям подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена, входящих в список 50-ти наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. В этот список входит и оператор станков с программным управлением. Губернатор Московской области А.Ю. Воробьев сказал: «У каждого учреждения профессионального образования должен быть стратегический партнер на производстве». Техникум последовательно внедряет практико-ориентированную (дуальную) модель обучения. Интеграция теории и практики достигается в результате соответствующей организации учебного процесса, использования активных методов обучения и проведения обучения в специально созданной обучающей среде, а также обоснованного отбора необходимых теоретических знаний и практических умений.
Развитие социального партнерства является важной частью реформирования и повышения качества профессионального образования. Идея социального партнерства в образовании заключается в том, что для решения проблем в этой важной сфере требуются усилия и конкретные действия всех участников, а не только одного из его составляющих и только совместная работа дает результаты.
Подготовка студентов проводится по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями, и наши достижения − результат сотрудничества с предприятиями, социальными партнерами оборонно-промышленного комплекса и др.
При реализации содержания профессионального образования работодатели привлекаются к решению таких вопросов, как:
Ф составление рабочих учебных планов;
Ф корректировка и внесение изменений и дополнений в рабочие программы по предметам, дисциплинам, производственному обучению и всем видам практик;
Ф согласование методических рекомендаций по проведению лабораторно-практических работ и практических занятий.
При организации образовательного процесса работодатели обеспечивают:
Ф предоставление рабочих мест и создание условий для выполнения лабораторных работ и практических занятий;
Ф условия для практического обучения по отдельным, наиболее сложным разделам программы на рабочих местах предприятия;
Ф прохождение производственной практики обучающихся на рабочих местах предприятия;
Ф привлечение инженерно-технических работников и высококвалифицированных рабочих предприятия в качестве наставников для обучающихся на время прохождения ими всех видов практик.
Студенты проходят производственную практику на предприятиях, расположенных на территории городского округа Люберцы и Московской области.
На ОАО «НПП «Звезда» им. академика Г.И. Северина открыт учебный центр по профессии «Оператор станков с программным управлением». Техникум готовит квалифицированные кадры для этого уникального предприятия космической отрасли (50 студентов получают дополнительно стипендию от предприятия).
В компании ОАО «Камов» холдинга «Вертолеты России» студенты проходят практику по специальности «Производство летательных аппаратов». Социальное партнерство с Московским вертолетным заводом им. М.Л. Миля привело к открытию в 2015 году современной учебной лаборатории по проектированию узлов летательных аппаратов.
Ежегодно студенты техникума принимают участие в конкурсах профессионального мастерства, предметных олимпиадах, отборочных чемпионатах WorldSkills, результаты которых позволяют оценить уровень подготовки будущих специалистов и является отличным стимулом для совершенствования в профессии.
Техникум гордится победами студентов, показывающих высокий уровень подготовки по специальности «Производство летательных аппаратов»: в 2015 году они заняли второе место в Национальном чемпионате сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности в г. Екатеринбурге.
В октябре 2016 года впервые в отборочном этапе Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Московской области студент Кирилл Козлов занял второе призовое место по компетенции «Токарные и фрезерные работы на станках ЧПУ». Победа стала возможной благодаря слаженной работе преподавателей техникума и мастеров-наставников НПП «Звезда».
С 14 по 16 ноября 2016 года на базе техникума проходили отборочные этапы Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Московской области по двум компетенциям – «Обслуживание авиационной техники» и «Управление беспилотными летательными аппаратами», в которых студенты техникума заняли первое и второе места.
Информатизация системы обучения в техникуме − это прежде всего информационные технологии (ИТ). Они утвердились в качестве преобладающих (шесть лет назад их доля составляла не более 50%) и используются в области методов обучения, форм и отчетности образовательного процесса. Примерами использования ИТ в образовательном процессе стали мобильные и компьютерные классы, информационный центр МО «Вертолетостроение и авиационно-отраслевое машиностроение», связавший три образовательных учреждения Московской области.
Изучив работу техникума в направлении информационных технологий, федеральный институт развития образования и «Академия социального управления» открыли сетевые площадки по темам: «Разработка и апробация научно-методических и организационно-технологических условий повышения качества и эффективности подготовки квалифицированных кадров в системе среднего профессионального образования (СПО) субъекта Российской Федерации на основе комплексного применения электронного обучения» и «Виртуальная стажировка».
На основе методики прогнозирования кадровых потребностей в Московской области, разработанной университетом «Дубна», ежегодно проводится мониторинг потребности в кадрах городского округа Люберцы. Техникум тесно сотрудничает с Люберецким центром занятости населения.
В техникуме разработана программа «Карьера», цели которой:
Ф повысить престиж рабочих специальностей среди молодежи;
Ф подготовить специалистов по специальностям, востребованным на рынке труда;
Ф помочь в обеспечении квалифицированными кадрами городскому округу Люберцы Московской области;
Ф содействовать выпускникам техникума в трудоустройстве в соответствии с полученной специальностью и индивидуальными запросами;
Ф формировать представление о рынке труда и понимание тех требований, которые работодатель предъявляет к соискателю в современных условиях;
Ф формировать у студентов готовность к профессиональному самоопределению, позволяющему им успешно адаптироваться в социальных условиях современного общества;
Ф создать целостную систему отбора, подготовки и продвижения социально-активных молодых людей, направленную на решение задачи их общественного становления и роста для дальнейшей работы в сфере государственного управления и экономики.
В соответствии с программой «Карьера» ведется работа по профессиональной ориентации студентов на ярмарках вакансий, уроках занятости, мастер-классах, публикуются статьи в местных СМИ, проводятся экскурсии на предприятия и др.
Стратегический вопрос независимой оценки качества подготовки специалистов среднего профессионального образования рассматривается на современном этапе как важная часть всей системы оценки качества образования. Эта задача последовательно входила и входит практически во все стратегические и организационные документы сферы образования.
В послании Федеральному Собранию Президентом Российской Федерации дано поручение, направленное на развитие системы подготовки рабочих кадров: к 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50-ти наиболее востребованным профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями.
В Государственную итоговую аттестацию (ГИА) внедряется концептуальная новинка, которой дано звучное имя «Демонстрационный экзамен» (ДЭ). Уже обозначены требования к проведению демонстрационного экзамена, сформированные профессиональным сообществом в процессе подготовки участников чемпионата рабочих профессий WorldSkills.
Наличие экзаменационных мероприятий, связанных с реализацией оценочных процедур по конкретным установленным результатам ФГОС по топ-50, обусловлены необходимостью анализа готовности выпускников к демонстрации сформированности универсальных (общих) и профессиональных компетенций, соответствия данных компетенций международным требованиям и требованиям профессиональных стандартов.
ДЭ направлен на оценку основных показателей результатов подготовки, вытекающих из профессиональных и универсальных (общих) компетенций как результатов выполнения трудовых действий по профессиональному модулю (ПМ).
Разработка контрольно-измерительных материалов (КИМ) для организации ДЭ по ПМ может быть ориентирована как на оценку комплексного результата деятельности (характеризующего целостный опыт деятельности), так и элементарного результата выполнения отдельных действий или операций, соответствующего установленным во ФГОС по топ-50 практико-ориентированным результатам.
Для апробации ДЭ на уровне основной образовательной программы измерительные материалы разрабатываются на основе типовых требований, указанных в примерных программах, и конкретизируются совместно с организациями – заказчиками кадров, либо после предварительного положительного заключения работодателей.
ДЭ вводится для комплексного оценивания обучающихся, но реализуется дискретно и предусматривает автономную оценку освоенных на данный момент компетенций. Его проведение позволит оценить успешность апробации программы и определить направления корректировки ФГОС учебных программ, УМК и КИМ.
К сложностям, возникающим при проведении ДЭ, относятся:
Ф необходимость наличия современного технологического оборудования, позволяющего выполнить задание всеми обучающимися в сроки, отводимые на экзаменационные процедуры;
Ф разработка контрольно-измерительных материалов для проведения ДЭ, позволяющих объективно оценить достижения обучающихся;
Ф наличие достаточного количества экспертов, способных оценить качество выполняемых работ в течение всего времени проведения экзаменационных процедур.
В 2016–2017 учебном году в техникуме была поставлена задача: привести методы и инструментарий оценки качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в соответствие с требованиями работодателей и международными принципами оценки качества. Ее решение предусматривает прежде всего ориентированность на конечный результат, на удовлетворенность всех заинтересованных сторон и сосредоточенность на интересах потребителей.
КЛУБНИЧКИНА Ольга Александровна –
кандидат педагогических наук, доцент, директор ГБПОУ МО «Люберецкий техникум им. Героя Советского Союза, летчикакосмонавта Ю.А. Гагарина»
Сегодня потенциал творческого и профессионального роста техникума достаточен для выполнения главной задачи нашего образовательного учреждения – постоянно способствовать укреплению российской экономики и развитию системы образования посредством подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных, востребованных обществом и рынком труда квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов высочайшего уровня.
Техникум дает студентам актуальное и качественное профессиональное образование на основе инновационных подходов к организации образовательного процесса, которое помогает им быстро добиться успеха. Коллектив техникума умеет сохранять верный баланс между отечественными образовательными традициями и новейшими педагогическими методиками, искать и находить всё новые ресурсы для развития и движения вперед.
Техникум сегодня − это организация с двухуровневой системой подготовки (средний и начальный профессиональный уровни). Реализуются четыре программы по подготовке квалифицированных рабочих (служащих) и девять программ по подготовке специалистов среднего звена. Техникум осуществляет образовательную деятельность по аккредитованным профессиональным образовательным программам с нормативным сроком освоения от 2 лет 10 месяцев до 3 лет 10 месяцев.
Количество студентов на текущий момент составляет 1 016 человек, в том числе осуществляется подготовка квалифицированных рабочих по специальности «15.01.25. Станочник (металлообработка)» и специалистов среднего звена по специализации «24.02.01. Производство летательных аппаратов». Выпускники, освоившие начальный профессиональный уровень, получают квалификацию рабочего (служащего), освоившие средний уровень − квалификацию «техник».
За период работы техникум выпустил более 27 тысяч квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена. Все выпускники трудоустроены, работают в различных отраслях промышленного производства, информационных коммуникационных технологий, сфере услуг и др.
В техникуме идет обновление образовательных программ по реализуемым направлениям подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена, входящих в список 50-ти наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. В этот список входит и оператор станков с программным управлением. Губернатор Московской области А.Ю. Воробьев сказал: «У каждого учреждения профессионального образования должен быть стратегический партнер на производстве». Техникум последовательно внедряет практико-ориентированную (дуальную) модель обучения. Интеграция теории и практики достигается в результате соответствующей организации учебного процесса, использования активных методов обучения и проведения обучения в специально созданной обучающей среде, а также обоснованного отбора необходимых теоретических знаний и практических умений.
Развитие социального партнерства является важной частью реформирования и повышения качества профессионального образования. Идея социального партнерства в образовании заключается в том, что для решения проблем в этой важной сфере требуются усилия и конкретные действия всех участников, а не только одного из его составляющих и только совместная работа дает результаты.
Подготовка студентов проводится по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями, и наши достижения − результат сотрудничества с предприятиями, социальными партнерами оборонно-промышленного комплекса и др.
При реализации содержания профессионального образования работодатели привлекаются к решению таких вопросов, как:
Ф составление рабочих учебных планов;
Ф корректировка и внесение изменений и дополнений в рабочие программы по предметам, дисциплинам, производственному обучению и всем видам практик;
Ф согласование методических рекомендаций по проведению лабораторно-практических работ и практических занятий.
При организации образовательного процесса работодатели обеспечивают:
Ф предоставление рабочих мест и создание условий для выполнения лабораторных работ и практических занятий;
Ф условия для практического обучения по отдельным, наиболее сложным разделам программы на рабочих местах предприятия;
Ф прохождение производственной практики обучающихся на рабочих местах предприятия;
Ф привлечение инженерно-технических работников и высококвалифицированных рабочих предприятия в качестве наставников для обучающихся на время прохождения ими всех видов практик.
Студенты проходят производственную практику на предприятиях, расположенных на территории городского округа Люберцы и Московской области.
На ОАО «НПП «Звезда» им. академика Г.И. Северина открыт учебный центр по профессии «Оператор станков с программным управлением». Техникум готовит квалифицированные кадры для этого уникального предприятия космической отрасли (50 студентов получают дополнительно стипендию от предприятия).
В компании ОАО «Камов» холдинга «Вертолеты России» студенты проходят практику по специальности «Производство летательных аппаратов». Социальное партнерство с Московским вертолетным заводом им. М.Л. Миля привело к открытию в 2015 году современной учебной лаборатории по проектированию узлов летательных аппаратов.
Ежегодно студенты техникума принимают участие в конкурсах профессионального мастерства, предметных олимпиадах, отборочных чемпионатах WorldSkills, результаты которых позволяют оценить уровень подготовки будущих специалистов и является отличным стимулом для совершенствования в профессии.
Техникум гордится победами студентов, показывающих высокий уровень подготовки по специальности «Производство летательных аппаратов»: в 2015 году они заняли второе место в Национальном чемпионате сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности в г. Екатеринбурге.
В октябре 2016 года впервые в отборочном этапе Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Московской области студент Кирилл Козлов занял второе призовое место по компетенции «Токарные и фрезерные работы на станках ЧПУ». Победа стала возможной благодаря слаженной работе преподавателей техникума и мастеров-наставников НПП «Звезда».
С 14 по 16 ноября 2016 года на базе техникума проходили отборочные этапы Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Московской области по двум компетенциям – «Обслуживание авиационной техники» и «Управление беспилотными летательными аппаратами», в которых студенты техникума заняли первое и второе места.
Информатизация системы обучения в техникуме − это прежде всего информационные технологии (ИТ). Они утвердились в качестве преобладающих (шесть лет назад их доля составляла не более 50%) и используются в области методов обучения, форм и отчетности образовательного процесса. Примерами использования ИТ в образовательном процессе стали мобильные и компьютерные классы, информационный центр МО «Вертолетостроение и авиационно-отраслевое машиностроение», связавший три образовательных учреждения Московской области.
Изучив работу техникума в направлении информационных технологий, федеральный институт развития образования и «Академия социального управления» открыли сетевые площадки по темам: «Разработка и апробация научно-методических и организационно-технологических условий повышения качества и эффективности подготовки квалифицированных кадров в системе среднего профессионального образования (СПО) субъекта Российской Федерации на основе комплексного применения электронного обучения» и «Виртуальная стажировка».
На основе методики прогнозирования кадровых потребностей в Московской области, разработанной университетом «Дубна», ежегодно проводится мониторинг потребности в кадрах городского округа Люберцы. Техникум тесно сотрудничает с Люберецким центром занятости населения.
В техникуме разработана программа «Карьера», цели которой:
Ф повысить престиж рабочих специальностей среди молодежи;
Ф подготовить специалистов по специальностям, востребованным на рынке труда;
Ф помочь в обеспечении квалифицированными кадрами городскому округу Люберцы Московской области;
Ф содействовать выпускникам техникума в трудоустройстве в соответствии с полученной специальностью и индивидуальными запросами;
Ф формировать представление о рынке труда и понимание тех требований, которые работодатель предъявляет к соискателю в современных условиях;
Ф формировать у студентов готовность к профессиональному самоопределению, позволяющему им успешно адаптироваться в социальных условиях современного общества;
Ф создать целостную систему отбора, подготовки и продвижения социально-активных молодых людей, направленную на решение задачи их общественного становления и роста для дальнейшей работы в сфере государственного управления и экономики.
В соответствии с программой «Карьера» ведется работа по профессиональной ориентации студентов на ярмарках вакансий, уроках занятости, мастер-классах, публикуются статьи в местных СМИ, проводятся экскурсии на предприятия и др.
Стратегический вопрос независимой оценки качества подготовки специалистов среднего профессионального образования рассматривается на современном этапе как важная часть всей системы оценки качества образования. Эта задача последовательно входила и входит практически во все стратегические и организационные документы сферы образования.
В послании Федеральному Собранию Президентом Российской Федерации дано поручение, направленное на развитие системы подготовки рабочих кадров: к 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50-ти наиболее востребованным профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями.
В Государственную итоговую аттестацию (ГИА) внедряется концептуальная новинка, которой дано звучное имя «Демонстрационный экзамен» (ДЭ). Уже обозначены требования к проведению демонстрационного экзамена, сформированные профессиональным сообществом в процессе подготовки участников чемпионата рабочих профессий WorldSkills.
Наличие экзаменационных мероприятий, связанных с реализацией оценочных процедур по конкретным установленным результатам ФГОС по топ-50, обусловлены необходимостью анализа готовности выпускников к демонстрации сформированности универсальных (общих) и профессиональных компетенций, соответствия данных компетенций международным требованиям и требованиям профессиональных стандартов.
ДЭ направлен на оценку основных показателей результатов подготовки, вытекающих из профессиональных и универсальных (общих) компетенций как результатов выполнения трудовых действий по профессиональному модулю (ПМ).
Разработка контрольно-измерительных материалов (КИМ) для организации ДЭ по ПМ может быть ориентирована как на оценку комплексного результата деятельности (характеризующего целостный опыт деятельности), так и элементарного результата выполнения отдельных действий или операций, соответствующего установленным во ФГОС по топ-50 практико-ориентированным результатам.
Для апробации ДЭ на уровне основной образовательной программы измерительные материалы разрабатываются на основе типовых требований, указанных в примерных программах, и конкретизируются совместно с организациями – заказчиками кадров, либо после предварительного положительного заключения работодателей.
ДЭ вводится для комплексного оценивания обучающихся, но реализуется дискретно и предусматривает автономную оценку освоенных на данный момент компетенций. Его проведение позволит оценить успешность апробации программы и определить направления корректировки ФГОС учебных программ, УМК и КИМ.
К сложностям, возникающим при проведении ДЭ, относятся:
Ф необходимость наличия современного технологического оборудования, позволяющего выполнить задание всеми обучающимися в сроки, отводимые на экзаменационные процедуры;
Ф разработка контрольно-измерительных материалов для проведения ДЭ, позволяющих объективно оценить достижения обучающихся;
Ф наличие достаточного количества экспертов, способных оценить качество выполняемых работ в течение всего времени проведения экзаменационных процедур.
В 2016–2017 учебном году в техникуме была поставлена задача: привести методы и инструментарий оценки качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в соответствие с требованиями работодателей и международными принципами оценки качества. Ее решение предусматривает прежде всего ориентированность на конечный результат, на удовлетворенность всех заинтересованных сторон и сосредоточенность на интересах потребителей.
КЛУБНИЧКИНА Ольга Александровна –
кандидат педагогических наук, доцент, директор ГБПОУ МО «Люберецкий техникум им. Героя Советского Союза, летчикакосмонавта Ю.А. Гагарина»
Отзывы читателей