К 115летию со дня рождения В.И. Дикушина
Владимир Иванович Дикушин родился 8 августа 1902 года в Самаре. В 1923 году он поступил на механический факультет Московского высшего технического училища (в настоящее время МГТУ им. Н.Э. Баумана). Во время учебы Владимир много времени проводил в лаборатории по обработке металлов резанием, стараясь выявить параметры режимов работы металлорежущих станков, с помощью которых можно изменять как конструкцию станка, так и эффективность его работы. Именно в это время в Советском Союзе шло интенсивное развитие станкостроения, в том числе производства металлорежущих станков.
Окончив в 1928 году МВТУ, В.И. Дикушин сначала работает на машиностроительном заводе, а в 1932 году переходит в Экспериментальный научно-исследовательский институт металлорежущих станков (ЭНИМС): сначала инженером-конструктором, затем старшим конструктором, начальником отдела. С 1937 года в течение четырех десятилетий он трудился в должности главного конструктора ЭНИМСа.
Вокруг В.И. Дикушина постепенно сложился и вырос крепкий коллектив талантливых конструкторов, влюбленных в свое дело, целиком отдавшихся служению благородной цели − непрерывному умножению производительности труда в машиностроении, творческой работе над созданием совершенных советских станков.
И на первый план В.И. Дикушин выдвинул идею агрегатирования станков. Что же означает термин «агрегатирование»?
Десятки тысяч слов нашей речи образуются из строго ограниченного числа одних и тех же 32-х букв. И не существует такого слова, которое нельзя было бы сложить из них. Точно так же все многообразие машин, для чего бы они ни были предназначены, рождается из ограниченного числа одних и тех же деталей. Не существует такой машины, в конструкции которой можно было бы обнаружить еще неизвестную по своему служебному признаку деталь. Может случиться (и часто бывает), что одна и та же деталь в разных конструкциях по-разному оформлена, но ее служебный признак, ее рабочая «обязанность» остается той же. Значит, конструктор-изобретатель имеет также свой технический «алфавит», который является неисчерпаемым источником для создания новых, более совершенных станков и машин.
Советские инженеры-станкостроители под руководством В.И. Дикушина справились с этой задачей. Взяв за основу новые «буквы» технического алфавита − агрегатные станки − они сумели сложить из них новое «слово» станкостроительной техники. Поставив целый ряд агрегатных станков в одну линию, они соединили их таким образом, чтобы весь процесс обработки детали от начала и до конца протекал в этой линии автоматически, без вмешательства человеческих рук, как в одном автоматическом станке.
Они добились того, чтобы электрический ток управлял движением всей линии станков, многочисленных головок с разнообразными инструментами, чтобы потоком двигались изделия от станка к станку в строго соблюдаемые интервалы времени между последовательными операциями.
На основе такого «алфавита» В.И. Дикушин развил свой творческий метод и показал станкостроителям, как его продолжить. Пусть, предложил он, конструктор-станкостроитель представит себе будущий станок целыми узлами деталей, образующими одну какую-либо рабочую или служебную часть машины. Пусть такие узлы деталей будут спроектированы и созданы заблаговременно, как творческий материал для работы конструктора. Но самое главное, эти узлы-агрегаты должны быть пригодны для того, чтобы из того или иного сочетания их можно было создавать все новые и новые станки – «агрегатные» станки. В целях создания и усовершенствования такого рода станков в составе ЭНИМС и было организовано Центральное конструкторское бюро агрегатных станков (ЦКБАС) во главе с В.И. Дикушиным.
В.И. Дикушин регулярно публиковал свои теоретические наработки по основам проектирования металлорежущих станков различного назначения.
Основные труды В.И. Дикушина:
Ф «Табличные расчеты деталей станков» (1952);
Ф «Трение и износ при резании металлов» (1955);
Ф «Смазка металлорежущих станков» (1956);
Ф «Исследование колебаний металлорежущих станков при резании металлов» (1958);
Ф «Машиностроение и приборостроение» (1958);
Ф «Неметаллические материалы в станкостроении» (1960);
Ф «Обработка жаропрочных сплавов» (1960);
Ф «Привод и управление точных перемещений» (1969);
Ф «Станкостроительная и инструментальная промышленность» (1969);
Ф «Автоматизация операций проектирования процессов машиностроения» (1970);
Ф «Агрегатное построение унифицированных систем программного управления машинами» (1973);
Ф «Программное управление станками» (1975).
Эти работы являлись основными справочными материалами по проектированию и модернизации станков. В 1941 году за создание новых конструкций высокопроизводительных металлорежущих станков В.И. Дикушин был удостоен Сталинской премии первой степени. В конце 1940 года под его руководством было начато проектирование первого в Советском Союзе автоматического завода по производству поршней, который в 1950 году был введен в действие. Владимир Иванович являлся главным конструктором промышленных автоматических линий и главным инженером проекта автоматического завода поршней, за что в 1951 году был удостоен второй Сталинской премии. В 60−70‑е годы под руководством В.И. Дикушина созданы системы станков с числовым программным управлением (ЧПУ), производственные участки автоматически переналаживаемых станков с ЧПУ с централизованным программным управлением от единой ЭВМ, проведены другие исследования и разработки в области станкостроения.
В разные годы В.И. Дикушин являлся членом Комитета по Ленинским и Государственным премиям, членом Высшей аттестационной комиссии, входил в состав редакционных советов и был редактором различных научных изданий по проблемам машиностроения.
В 1943 году В.И. Дикушин был избран членом-корреспондентом, а в 1953 году − действительным членом АН СССР. Он не раз выступал с докладами по вопросам научно-технического прогресса машиностроения на общих собраниях Академии наук и Отделения технических наук, возглавлял ряд академических научных комиссий. В.И. Дикушин был одним из инициаторов создания Института машиноведения (ИМАШ АН СССР, в настоящее время ИМАШ РАН), почти два десятилетия руководил Комиссией по технологии машиностроения. В 50−70-е годы он являлся научным руководителем целого ряда совместных разработок ИМАШ и ЭНИМС. Несмотря на высокие научные звания, Владимир Иванович постоянно занимался практическими вопросами разработки новых и модернизации существующих металлорежущих станков в целях существенного улучшения их технических характеристик.
За редким исключением все его проекты получили практическое воплощение: их выпускала отечественная промышленность, ими оснащались предприятия как в нашей стране, так и за рубежом. Под его руководством были разработаны системы агрегатирования станков и типовое станочное оборудование для обработки тел вращения на автоматических линиях. Им созданы новые расчетные методы в станкостроении, научно обоснованный типаж металлорежущих станков, системы силовых гидроприводов, позволившие органически слить их с конструкциями станков различных типов.
За большой вклад в теорию и практику создания металлорежущих станков В.И. Дикушин в 1969 году был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Он был также награжден тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и орденом «Знак Почета».
Владимир Иванович скончался в Москве 12 января 1979 года и похоронен на Новодевичьем кладбище.
Материал подготовил Сергей НОВИКОВ
Окончив в 1928 году МВТУ, В.И. Дикушин сначала работает на машиностроительном заводе, а в 1932 году переходит в Экспериментальный научно-исследовательский институт металлорежущих станков (ЭНИМС): сначала инженером-конструктором, затем старшим конструктором, начальником отдела. С 1937 года в течение четырех десятилетий он трудился в должности главного конструктора ЭНИМСа.
Вокруг В.И. Дикушина постепенно сложился и вырос крепкий коллектив талантливых конструкторов, влюбленных в свое дело, целиком отдавшихся служению благородной цели − непрерывному умножению производительности труда в машиностроении, творческой работе над созданием совершенных советских станков.
И на первый план В.И. Дикушин выдвинул идею агрегатирования станков. Что же означает термин «агрегатирование»?
Десятки тысяч слов нашей речи образуются из строго ограниченного числа одних и тех же 32-х букв. И не существует такого слова, которое нельзя было бы сложить из них. Точно так же все многообразие машин, для чего бы они ни были предназначены, рождается из ограниченного числа одних и тех же деталей. Не существует такой машины, в конструкции которой можно было бы обнаружить еще неизвестную по своему служебному признаку деталь. Может случиться (и часто бывает), что одна и та же деталь в разных конструкциях по-разному оформлена, но ее служебный признак, ее рабочая «обязанность» остается той же. Значит, конструктор-изобретатель имеет также свой технический «алфавит», который является неисчерпаемым источником для создания новых, более совершенных станков и машин.
Советские инженеры-станкостроители под руководством В.И. Дикушина справились с этой задачей. Взяв за основу новые «буквы» технического алфавита − агрегатные станки − они сумели сложить из них новое «слово» станкостроительной техники. Поставив целый ряд агрегатных станков в одну линию, они соединили их таким образом, чтобы весь процесс обработки детали от начала и до конца протекал в этой линии автоматически, без вмешательства человеческих рук, как в одном автоматическом станке.
Они добились того, чтобы электрический ток управлял движением всей линии станков, многочисленных головок с разнообразными инструментами, чтобы потоком двигались изделия от станка к станку в строго соблюдаемые интервалы времени между последовательными операциями.
На основе такого «алфавита» В.И. Дикушин развил свой творческий метод и показал станкостроителям, как его продолжить. Пусть, предложил он, конструктор-станкостроитель представит себе будущий станок целыми узлами деталей, образующими одну какую-либо рабочую или служебную часть машины. Пусть такие узлы деталей будут спроектированы и созданы заблаговременно, как творческий материал для работы конструктора. Но самое главное, эти узлы-агрегаты должны быть пригодны для того, чтобы из того или иного сочетания их можно было создавать все новые и новые станки – «агрегатные» станки. В целях создания и усовершенствования такого рода станков в составе ЭНИМС и было организовано Центральное конструкторское бюро агрегатных станков (ЦКБАС) во главе с В.И. Дикушиным.
В.И. Дикушин регулярно публиковал свои теоретические наработки по основам проектирования металлорежущих станков различного назначения.
Основные труды В.И. Дикушина:
Ф «Табличные расчеты деталей станков» (1952);
Ф «Трение и износ при резании металлов» (1955);
Ф «Смазка металлорежущих станков» (1956);
Ф «Исследование колебаний металлорежущих станков при резании металлов» (1958);
Ф «Машиностроение и приборостроение» (1958);
Ф «Неметаллические материалы в станкостроении» (1960);
Ф «Обработка жаропрочных сплавов» (1960);
Ф «Привод и управление точных перемещений» (1969);
Ф «Станкостроительная и инструментальная промышленность» (1969);
Ф «Автоматизация операций проектирования процессов машиностроения» (1970);
Ф «Агрегатное построение унифицированных систем программного управления машинами» (1973);
Ф «Программное управление станками» (1975).
Эти работы являлись основными справочными материалами по проектированию и модернизации станков. В 1941 году за создание новых конструкций высокопроизводительных металлорежущих станков В.И. Дикушин был удостоен Сталинской премии первой степени. В конце 1940 года под его руководством было начато проектирование первого в Советском Союзе автоматического завода по производству поршней, который в 1950 году был введен в действие. Владимир Иванович являлся главным конструктором промышленных автоматических линий и главным инженером проекта автоматического завода поршней, за что в 1951 году был удостоен второй Сталинской премии. В 60−70‑е годы под руководством В.И. Дикушина созданы системы станков с числовым программным управлением (ЧПУ), производственные участки автоматически переналаживаемых станков с ЧПУ с централизованным программным управлением от единой ЭВМ, проведены другие исследования и разработки в области станкостроения.
В разные годы В.И. Дикушин являлся членом Комитета по Ленинским и Государственным премиям, членом Высшей аттестационной комиссии, входил в состав редакционных советов и был редактором различных научных изданий по проблемам машиностроения.
В 1943 году В.И. Дикушин был избран членом-корреспондентом, а в 1953 году − действительным членом АН СССР. Он не раз выступал с докладами по вопросам научно-технического прогресса машиностроения на общих собраниях Академии наук и Отделения технических наук, возглавлял ряд академических научных комиссий. В.И. Дикушин был одним из инициаторов создания Института машиноведения (ИМАШ АН СССР, в настоящее время ИМАШ РАН), почти два десятилетия руководил Комиссией по технологии машиностроения. В 50−70-е годы он являлся научным руководителем целого ряда совместных разработок ИМАШ и ЭНИМС. Несмотря на высокие научные звания, Владимир Иванович постоянно занимался практическими вопросами разработки новых и модернизации существующих металлорежущих станков в целях существенного улучшения их технических характеристик.
За редким исключением все его проекты получили практическое воплощение: их выпускала отечественная промышленность, ими оснащались предприятия как в нашей стране, так и за рубежом. Под его руководством были разработаны системы агрегатирования станков и типовое станочное оборудование для обработки тел вращения на автоматических линиях. Им созданы новые расчетные методы в станкостроении, научно обоснованный типаж металлорежущих станков, системы силовых гидроприводов, позволившие органически слить их с конструкциями станков различных типов.
За большой вклад в теорию и практику создания металлорежущих станков В.И. Дикушин в 1969 году был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Он был также награжден тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и орденом «Знак Почета».
Владимир Иванович скончался в Москве 12 января 1979 года и похоронен на Новодевичьем кладбище.
Материал подготовил Сергей НОВИКОВ
Отзывы читателей