Выпуск #1/2019
XIII национальный конгресс «Цифровизация промышленности России: приоритеты развития»
Просмотры: 1184
11 декабря в Управлении делами Президента (ГК «Президент-отель», Москва) прошел XIII Национальный конгресс «Цифровизация промышленности России: приоритеты развития».
Пленарное заседание «Цифровая Индустрия 4.0» открыло официальную часть мероприятия. Модератором Пленарного заседания выступил Игорь Рубенович Агамирзян, вице-президент НИУ «Высшая школа экономики».
«Тема цифровизации, которая сейчас активно обсуждается на уровне национального проекта по цифровой экономике и на уровне применения цифровых технологий в разных отраслях, сегодня стала абсолютно критичной для обеспечения роста производительности труда и сохранения, а в некоторых случаях восстановления конкурентоспособности промышленности», ‒ отметил модератор.
Далее слово было предоставлено вице-президенту Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Дмитрию Николаевичу Курочкину. Спикер подчеркнул, что ТПП РФ принимает активное участие в командной работе по цифровизации промышленности вместе с ключевыми министерствами и российскими объединениями предпринимателей. «Мы активно работаем в рамках Совета по развитию информационных технологий и цифровой экономики, который координирует всю эту работу», ‒ прокомментировал докладчик. Вице-президент ТПП РФ отметил, что в связи с широким распространением цифровых технологий остро стоят вопросы обеспечения безопасности в цифровой экономике, и ТПП РФ рассматривает эти проблемы, в том числе совместно с зарубежными экспертами Международного делового конгресса.
Юрий Матэвич Урличич, первый заместитель генерального директора по развитию орбитальной группировки и перспективным проектам Госкорпорации «Роскосмос», пояснил свое понимание современной ситуации: «Национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации» ‒ это один из самых ресурсоемких в части финансов из всех запланированных проектов. У нас 12 нацпроектов, и этот проект должен дать нам новое направление развития». По убеждению эксперта, космонавтика ‒ единственная отрасль знаний, которая способна спасти человечество в случае катаклизма. Поэтому необходимо ответственно подойти к выбору тех направлений, в которые будут направляться инвестиции.
Артем Евгеньевич Шадрин, директор Департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития Российской Федерации, обозначил несколько важных направлений социального направления по реализации цифровой экономики: поддержка стартапов ‒ удваивается объем средств на грантовое финансирование стартапов по линии Фонда Бортника и Фонда содействия развитию предприятий в научно-технической сфере; поддержка особых экономических зон ‒ планируется, что их будет создано более 15 в 10 регионах страны, и уже приняты поправки в Налоговый кодекс, чтобы в полном объеме распространить на них действие налоговых льгот; работа над национальным проектом «Наука», создание научно-образовательных центров ‒ предполагается финансирование из бюджета партнерских системных проектов между научными организациями и бизнесом.
Тимур Леонидович Броницкий, директор Департамента мониторинга, анализа и прогноза Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, сделал в своем выступлении акцент на подходах и источниках увеличения затрат на исследования и разработки.
«Основная задача государства ‒ снять барьеры и снизить риски бизнеса для инвестиций в исследования и разработки, задача бизнеса – научиться взаимодействовать с наукой и ставить ей задачи. Реформа фундаментальной науки совместно с РАН является работой по повышению качества научных исследований и разработок, призванной создать работоспособную и производительную прикладную науку, с целью создания конкурентного преимущества для отечественной промышленности», ‒ отметил Тимур Броницкий.
О цифровизации и новых технологиях в сельском хозяйстве рассказал Константин Анатольевич Бабкин, председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, президент Ассоциации «РОССПЕЦМАШ». Как сообщил докладчик, основные инновации в сельском хозяйстве сегодня связаны с применением электронных систем, электроники – в производстве сельскохозяйственных машин; сами машины оснащаются все большим количеством электроники; машины объединяются в единую интеллектуальную сеть.
О том, как реализуется программа по цифровизации экономики на предприятии «Росатом», доложил Евгений Алексеевич Осоченко, руководитель проектного офиса Цифровая экономика РФ ГК «Росатом». «В рамках направления «Цифровые технологии» заложено на текущий момент два финансовых механизма: R&D, вложения в развитие научно-технологического задела в рамках цифровых сквозных технологий и выпуска решений на их основе; плюс это поддержка внедрения уже готовых технологий, ‒ пояснил эксперт. ‒ Примерно по 10 млрд и на одну, и на вторую задачу уже заложено на следующий год».
При этом самое главное, что лежит в основе цифровой трансформации, по мнению спикера, ‒ «это люди, человеческие компетенции и качества, их готовность к тому, чтобы применять в своих текущих бизнес-процессах, в текущей деятельности те самые цифровые технологии».
«В «Сколково» более 200 стартапов, посвященных цифровой промышленности», ‒ заявил Алексей Игоревич Беляков, вице-президент, исполнительный директор кластера передовых производственных технологий, ядерных и космических технологий Фонда «Сколково». «Стартапы, связанные с цифровым преобразованием промышленности, имеют огромное значение для экономики. В «Сколково» такие проекты сегодня могут найти поддержку. У нас есть целый кластер поддержки новых технологий. Сегодня в «Сколково» размещается более 200 проектов, связанных с цифровизацией промышленности. За последний год число таких проектов выросло на 20%», – рассказал Алексей Беляков.
По его словам, в «Сколково» для поддержки стартапов работает венчурный фонд. Он позволяет поддерживать проекты на любом этапе – от разработки до внедрения.
Мерам господдержки посвятил доклад Сергей Александрович Вологодский, заместитель директора Фонда развития промышленности. В рамках программы «Цифровизация промышленности» Фонд предоставляет льготные займы со ставкой от 1 до 5% отечественным предприятиям, которые реализуют свои проекты в области обрабатывающей промышленности. Основная статья расходов этих займов – не приобретение оборудования, инжиниринг или сертификация, а непосредственно приобретение программного обеспечения и тех необходимых мер, которые должны стимулировать предприятия повышать производительность труда, увеличивать выручку, внедрять современные цифровые технологии.
В докладе Юрия Рафаиловича Абрамова, врио генерального директора АНО «Агентство по технологическому развитию», речь пошла о проекте Агентства для «Объединенной авиастроительной корпорации» по разработке промышленного макета информационно-аналитической системы управления индустриальной моделью. Реализованный промышленный макет позволяет оценивать затраты кооперационных технологических цепочек производства авиационных изделий, авиационных программ, производить анализ и моделирование вариантов индустриальной модели.
«Продукт позволяет на предынвестиционном этапе решать задачи оценки требуемых трудовых и материальных ресурсов, стоимости, рисков по реализации авиационных программ. Это и требуемая трудоемкость и стоимость реализации программы, включая затраты на оборудование и затраты основного производственного персонала, затраты на материалы и покупные изделия. Кроме того, есть возможность построения вариантов схем производственной кооперации верхнего уровня, с указанием имеющихся и требуемых мощностей по оборудованию и персоналу для реализации авиационной программы – это и выстраивание кооперационных технологических цепочек, и оценка их реализуемости, и получение информации о достаточности или недостаточности имеющихся ресурсов», – подчеркнул Юрий Абрамов.
Владимир Васильевич Дрожжин, ГК «Ростех», заместитель генерального конструктора по автоматизированным системам управления и связи Вооруженных Сил Российской Федерации, поднял тему развития информационных технологий на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. «Сейчас в России суммарная производительность высокопроизводительных машин оценивается в 18 петафлопс. В США, для сравнения, – более 200. В промышленности менее 10% супервычислителей используется для целей производства. В Америке – порядка 50%. Чтобы снизить нагрузку предприятий по созданию вычислительной инфраструктуры, ведется совместная работа Минпромторга и Правительства РФ по созданию целых кластеров супервычислителей. Там можно будет арендовать мощности и проводить работы, не создавая персональные для каждого предприятия вычислительные мощности», – пояснил спикер.
Подводя итоги заседания И. Р. Агамирзян еще раз подчеркнул: «Модернизация, цифровизация промышленности без инженерного программного обеспечения в принципе невозможна. «Индустрия 4.0», кроме новых специалистов и новых технологий, включает еще управление технологическими процессами».
В заключение модератор согласился со всеми докладчиками в том, что внедрение цифровой модели экономики необходимо для эффективного развития промышленности.
Участники пленарного заседания обсудили такие проблемы в развитии российского реального сектора, как:
Ф высокий уровень зависимости от иностранных производителей программного обеспечения; недостаточное финансирование направления по созданию российского программного обеспечения; сегодня, при необходимости импортозамещения во всех отраслях промышленности, проблема стала особенно острой, так что ее решение должно иметь приоритетный характер;
Ф технологическая база космической отрасли не обновлялась во всем мире на протяжении длительного периода, но в последнее десятилетие вступило в этап новой гонки, определенной появлением цифровых технологий и новыми подходами к управлению космическими аппаратами;
Ф отсутствие связи между начальными этапами стартаповского движения, посевными инвестициями и реальным сектором промышленности, находящимся на уровне средних и крупных компаний; не хватает инструментов для развития и поддержки этой связи;
Ф научные разработки не доходят до промышленной реализации, а готовые продукты не масштабируются;
Ф Россия в настоящее время находится в группе таких стран, как Аргентина и Мексика, с доминирующей ролью государства в финансировании исследований и разработок. При этом в странах – технологических лидерах (США, Япония, Республика Корея, Китай, Германия) бизнес обеспечивает более 60% всех финансовых потребностей научно-технической сферы. В России объемы расходов на исследования и разработки со стороны отечественных компаний существенно уступают зарубежным показателям;
Ф объем российского внутреннего рынка недостаточно велик, чтобы обеспечить спрос на наукоемкую продукцию;
Ф компаниями-производителями не всегда правильно улавливаются тренды. Кроме того, процесс принятия решения по корпоративным процедурам, особенно в крупных компаниях, растянут во времени;
Ф проблемы, связанные с защитой информации. Чем более совершенные создаются технологии, тем больше угроз возникает в управлении предприятием;
Ф несовершенное нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение информационной безопасности;
Ф программное обеспечение на российских предприятиях фрагментарно; построить полный цикл работы в реальном производстве на основе российских продуктов на сегодняшний день не представляется возможным. Все предприятия, в том числе оборонно-промышленного комплекса, пользуются импортным ПО со всеми вытекающими из этой ситуации рисками.
Эксперты и докладчики внесли в резолюцию Конгресса следующие предложения:
Ф на государственном уровне признать мультидисциплинарность космического сектора. Эта сфера охватывает практически все отрасли промышленности, человеческого знания и может оказывать существенное влияние на организацию жизни, на социально-технологический ландшафт;
Ф важным направлением социального направления по реализации цифровой экономики является инициирование цифровой трансформации госкомпаний. Это не только информатизация существующих бизнес-процессов, а изменение бизнес-процессов с учетом возможностей, связанных с цифровой экономикой. Это новые технологии проектирования, производства, маркетинга, логистики, работа с кадрами. Это не только технологический вопрос использования инновационных технологий, но и изменение организационных культур – более активная работа с партнерами, стартапами;
Ф более активно на государственном уровне поддерживать стартап-проекты по развитию сельского хозяйства;
Ф рекомендовать предприятиям для получения финансовой и консультационной поддержки обращаться в Фонд развития промышленности;
Ф работать над совершенствованием нормативно-правовой и нормативно-технической базой, способствующей становлению цифровой экономики;
Ф на государственном уровне инициировать поддержку разработчиков отечественного инженерного программного обеспечения, необходимого для автоматизации производственных процессов;
Ф создавать условия для развития промышленных кластеров в субъектах Российской Федерации;
Ф организовать работу по осуществлению ежемесячного мониторинга существующих государственных мер поддержки промышленного производства на федеральном уровне и доведению информации до субъектов предпринимательства и кластеров по принципу «одного окна»;
Ф стимулировать модернизацию и реконструкцию промышленных предприятий РФ для возможности удовлетворения требований заказчиков сегодняшнего дня, производителей РФ по импортозамещению, локализации и развитию экспортного потенциала;
Ф обеспечить доступное финансирование оборотных средств для безусловного роста промышленных компаний;
Ф организовать работу по подготовке кадров по промышленной робототехнике; для этого – создать рабочую группу, возглавляемую Министерством промышленности и торговли РФ с участием Министерства экономики РФ, Министерства образования и науки РФ, а также учебных заведений для решения проблемы недостатка квалифицированных специалистов по задачам, связанным с внедрением промышленных роботов и разработки технологических решений.
По материалам www.nationalkongress.ru
Пленарное заседание «Цифровая Индустрия 4.0» открыло официальную часть мероприятия. Модератором Пленарного заседания выступил Игорь Рубенович Агамирзян, вице-президент НИУ «Высшая школа экономики».
«Тема цифровизации, которая сейчас активно обсуждается на уровне национального проекта по цифровой экономике и на уровне применения цифровых технологий в разных отраслях, сегодня стала абсолютно критичной для обеспечения роста производительности труда и сохранения, а в некоторых случаях восстановления конкурентоспособности промышленности», ‒ отметил модератор.
Далее слово было предоставлено вице-президенту Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Дмитрию Николаевичу Курочкину. Спикер подчеркнул, что ТПП РФ принимает активное участие в командной работе по цифровизации промышленности вместе с ключевыми министерствами и российскими объединениями предпринимателей. «Мы активно работаем в рамках Совета по развитию информационных технологий и цифровой экономики, который координирует всю эту работу», ‒ прокомментировал докладчик. Вице-президент ТПП РФ отметил, что в связи с широким распространением цифровых технологий остро стоят вопросы обеспечения безопасности в цифровой экономике, и ТПП РФ рассматривает эти проблемы, в том числе совместно с зарубежными экспертами Международного делового конгресса.
Юрий Матэвич Урличич, первый заместитель генерального директора по развитию орбитальной группировки и перспективным проектам Госкорпорации «Роскосмос», пояснил свое понимание современной ситуации: «Национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации» ‒ это один из самых ресурсоемких в части финансов из всех запланированных проектов. У нас 12 нацпроектов, и этот проект должен дать нам новое направление развития». По убеждению эксперта, космонавтика ‒ единственная отрасль знаний, которая способна спасти человечество в случае катаклизма. Поэтому необходимо ответственно подойти к выбору тех направлений, в которые будут направляться инвестиции.
Артем Евгеньевич Шадрин, директор Департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития Российской Федерации, обозначил несколько важных направлений социального направления по реализации цифровой экономики: поддержка стартапов ‒ удваивается объем средств на грантовое финансирование стартапов по линии Фонда Бортника и Фонда содействия развитию предприятий в научно-технической сфере; поддержка особых экономических зон ‒ планируется, что их будет создано более 15 в 10 регионах страны, и уже приняты поправки в Налоговый кодекс, чтобы в полном объеме распространить на них действие налоговых льгот; работа над национальным проектом «Наука», создание научно-образовательных центров ‒ предполагается финансирование из бюджета партнерских системных проектов между научными организациями и бизнесом.
Тимур Леонидович Броницкий, директор Департамента мониторинга, анализа и прогноза Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, сделал в своем выступлении акцент на подходах и источниках увеличения затрат на исследования и разработки.
«Основная задача государства ‒ снять барьеры и снизить риски бизнеса для инвестиций в исследования и разработки, задача бизнеса – научиться взаимодействовать с наукой и ставить ей задачи. Реформа фундаментальной науки совместно с РАН является работой по повышению качества научных исследований и разработок, призванной создать работоспособную и производительную прикладную науку, с целью создания конкурентного преимущества для отечественной промышленности», ‒ отметил Тимур Броницкий.
О цифровизации и новых технологиях в сельском хозяйстве рассказал Константин Анатольевич Бабкин, председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, президент Ассоциации «РОССПЕЦМАШ». Как сообщил докладчик, основные инновации в сельском хозяйстве сегодня связаны с применением электронных систем, электроники – в производстве сельскохозяйственных машин; сами машины оснащаются все большим количеством электроники; машины объединяются в единую интеллектуальную сеть.
О том, как реализуется программа по цифровизации экономики на предприятии «Росатом», доложил Евгений Алексеевич Осоченко, руководитель проектного офиса Цифровая экономика РФ ГК «Росатом». «В рамках направления «Цифровые технологии» заложено на текущий момент два финансовых механизма: R&D, вложения в развитие научно-технологического задела в рамках цифровых сквозных технологий и выпуска решений на их основе; плюс это поддержка внедрения уже готовых технологий, ‒ пояснил эксперт. ‒ Примерно по 10 млрд и на одну, и на вторую задачу уже заложено на следующий год».
При этом самое главное, что лежит в основе цифровой трансформации, по мнению спикера, ‒ «это люди, человеческие компетенции и качества, их готовность к тому, чтобы применять в своих текущих бизнес-процессах, в текущей деятельности те самые цифровые технологии».
«В «Сколково» более 200 стартапов, посвященных цифровой промышленности», ‒ заявил Алексей Игоревич Беляков, вице-президент, исполнительный директор кластера передовых производственных технологий, ядерных и космических технологий Фонда «Сколково». «Стартапы, связанные с цифровым преобразованием промышленности, имеют огромное значение для экономики. В «Сколково» такие проекты сегодня могут найти поддержку. У нас есть целый кластер поддержки новых технологий. Сегодня в «Сколково» размещается более 200 проектов, связанных с цифровизацией промышленности. За последний год число таких проектов выросло на 20%», – рассказал Алексей Беляков.
По его словам, в «Сколково» для поддержки стартапов работает венчурный фонд. Он позволяет поддерживать проекты на любом этапе – от разработки до внедрения.
Мерам господдержки посвятил доклад Сергей Александрович Вологодский, заместитель директора Фонда развития промышленности. В рамках программы «Цифровизация промышленности» Фонд предоставляет льготные займы со ставкой от 1 до 5% отечественным предприятиям, которые реализуют свои проекты в области обрабатывающей промышленности. Основная статья расходов этих займов – не приобретение оборудования, инжиниринг или сертификация, а непосредственно приобретение программного обеспечения и тех необходимых мер, которые должны стимулировать предприятия повышать производительность труда, увеличивать выручку, внедрять современные цифровые технологии.
В докладе Юрия Рафаиловича Абрамова, врио генерального директора АНО «Агентство по технологическому развитию», речь пошла о проекте Агентства для «Объединенной авиастроительной корпорации» по разработке промышленного макета информационно-аналитической системы управления индустриальной моделью. Реализованный промышленный макет позволяет оценивать затраты кооперационных технологических цепочек производства авиационных изделий, авиационных программ, производить анализ и моделирование вариантов индустриальной модели.
«Продукт позволяет на предынвестиционном этапе решать задачи оценки требуемых трудовых и материальных ресурсов, стоимости, рисков по реализации авиационных программ. Это и требуемая трудоемкость и стоимость реализации программы, включая затраты на оборудование и затраты основного производственного персонала, затраты на материалы и покупные изделия. Кроме того, есть возможность построения вариантов схем производственной кооперации верхнего уровня, с указанием имеющихся и требуемых мощностей по оборудованию и персоналу для реализации авиационной программы – это и выстраивание кооперационных технологических цепочек, и оценка их реализуемости, и получение информации о достаточности или недостаточности имеющихся ресурсов», – подчеркнул Юрий Абрамов.
Владимир Васильевич Дрожжин, ГК «Ростех», заместитель генерального конструктора по автоматизированным системам управления и связи Вооруженных Сил Российской Федерации, поднял тему развития информационных технологий на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. «Сейчас в России суммарная производительность высокопроизводительных машин оценивается в 18 петафлопс. В США, для сравнения, – более 200. В промышленности менее 10% супервычислителей используется для целей производства. В Америке – порядка 50%. Чтобы снизить нагрузку предприятий по созданию вычислительной инфраструктуры, ведется совместная работа Минпромторга и Правительства РФ по созданию целых кластеров супервычислителей. Там можно будет арендовать мощности и проводить работы, не создавая персональные для каждого предприятия вычислительные мощности», – пояснил спикер.
Подводя итоги заседания И. Р. Агамирзян еще раз подчеркнул: «Модернизация, цифровизация промышленности без инженерного программного обеспечения в принципе невозможна. «Индустрия 4.0», кроме новых специалистов и новых технологий, включает еще управление технологическими процессами».
В заключение модератор согласился со всеми докладчиками в том, что внедрение цифровой модели экономики необходимо для эффективного развития промышленности.
Участники пленарного заседания обсудили такие проблемы в развитии российского реального сектора, как:
Ф высокий уровень зависимости от иностранных производителей программного обеспечения; недостаточное финансирование направления по созданию российского программного обеспечения; сегодня, при необходимости импортозамещения во всех отраслях промышленности, проблема стала особенно острой, так что ее решение должно иметь приоритетный характер;
Ф технологическая база космической отрасли не обновлялась во всем мире на протяжении длительного периода, но в последнее десятилетие вступило в этап новой гонки, определенной появлением цифровых технологий и новыми подходами к управлению космическими аппаратами;
Ф отсутствие связи между начальными этапами стартаповского движения, посевными инвестициями и реальным сектором промышленности, находящимся на уровне средних и крупных компаний; не хватает инструментов для развития и поддержки этой связи;
Ф научные разработки не доходят до промышленной реализации, а готовые продукты не масштабируются;
Ф Россия в настоящее время находится в группе таких стран, как Аргентина и Мексика, с доминирующей ролью государства в финансировании исследований и разработок. При этом в странах – технологических лидерах (США, Япония, Республика Корея, Китай, Германия) бизнес обеспечивает более 60% всех финансовых потребностей научно-технической сферы. В России объемы расходов на исследования и разработки со стороны отечественных компаний существенно уступают зарубежным показателям;
Ф объем российского внутреннего рынка недостаточно велик, чтобы обеспечить спрос на наукоемкую продукцию;
Ф компаниями-производителями не всегда правильно улавливаются тренды. Кроме того, процесс принятия решения по корпоративным процедурам, особенно в крупных компаниях, растянут во времени;
Ф проблемы, связанные с защитой информации. Чем более совершенные создаются технологии, тем больше угроз возникает в управлении предприятием;
Ф несовершенное нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение информационной безопасности;
Ф программное обеспечение на российских предприятиях фрагментарно; построить полный цикл работы в реальном производстве на основе российских продуктов на сегодняшний день не представляется возможным. Все предприятия, в том числе оборонно-промышленного комплекса, пользуются импортным ПО со всеми вытекающими из этой ситуации рисками.
Эксперты и докладчики внесли в резолюцию Конгресса следующие предложения:
Ф на государственном уровне признать мультидисциплинарность космического сектора. Эта сфера охватывает практически все отрасли промышленности, человеческого знания и может оказывать существенное влияние на организацию жизни, на социально-технологический ландшафт;
Ф важным направлением социального направления по реализации цифровой экономики является инициирование цифровой трансформации госкомпаний. Это не только информатизация существующих бизнес-процессов, а изменение бизнес-процессов с учетом возможностей, связанных с цифровой экономикой. Это новые технологии проектирования, производства, маркетинга, логистики, работа с кадрами. Это не только технологический вопрос использования инновационных технологий, но и изменение организационных культур – более активная работа с партнерами, стартапами;
Ф более активно на государственном уровне поддерживать стартап-проекты по развитию сельского хозяйства;
Ф рекомендовать предприятиям для получения финансовой и консультационной поддержки обращаться в Фонд развития промышленности;
Ф работать над совершенствованием нормативно-правовой и нормативно-технической базой, способствующей становлению цифровой экономики;
Ф на государственном уровне инициировать поддержку разработчиков отечественного инженерного программного обеспечения, необходимого для автоматизации производственных процессов;
Ф создавать условия для развития промышленных кластеров в субъектах Российской Федерации;
Ф организовать работу по осуществлению ежемесячного мониторинга существующих государственных мер поддержки промышленного производства на федеральном уровне и доведению информации до субъектов предпринимательства и кластеров по принципу «одного окна»;
Ф стимулировать модернизацию и реконструкцию промышленных предприятий РФ для возможности удовлетворения требований заказчиков сегодняшнего дня, производителей РФ по импортозамещению, локализации и развитию экспортного потенциала;
Ф обеспечить доступное финансирование оборотных средств для безусловного роста промышленных компаний;
Ф организовать работу по подготовке кадров по промышленной робототехнике; для этого – создать рабочую группу, возглавляемую Министерством промышленности и торговли РФ с участием Министерства экономики РФ, Министерства образования и науки РФ, а также учебных заведений для решения проблемы недостатка квалифицированных специалистов по задачам, связанным с внедрением промышленных роботов и разработки технологических решений.
По материалам www.nationalkongress.ru
Отзывы читателей