ЭКСПОНАТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ И ФОНДОВ МУЗЕЯ МГТУ ИМ. Н. Э. БАУМАНА
Развитие систем автоматизированного проектирования (САПР), доступность и распространенность компьютеров, а также различных устройств печати позволили в конце XX – начале XXI веков существенно упростить и облегчить создание чертежей, конструкторской документации, расчетно-пояснительных записок, спецификаций и т. п.
Кроме того, в современном мире невозможно представить себе без компьютерной поддержки любое моделирование, анализ и синтез конструкций, математическое обеспечение проектов. Прогресс в области производительности вычислительных машин, современные системы связи и Интернет привели к появлению у инженеров, конструкторов и технологов качественно новых возможностей при решении технических задач.
Однако еще совсем недавно, деятельность инженера или конструктора была невозможна без ватмана и кульмана, а чертежный набор – готовальня был непременным атрибутом людей этих профессий. Именно о приемах инженерной графики и черчения, а также о сопутствующем оборудовании и приспособлениях, пойдет речь в этой статье.
Начнем мы с одного очень интересного музейного экспоната – это личная записная книжка В. И. Гриневецкого, профессора и директора Императорского Технического училища (ИТУ), одного из основателей московской научной теплотехнической школы.
На узких клетчатых листах представлен отчет Василия Игнатьевича о его научной и деловой поездке на заводы Европы в начале XX века. Конспект написан мелким убористым почерком. Автором сделано множество эскизов, где подробно зарисованы узлы различного оборудования, приведены расчетные схемы, описываются принципы работы машин и агрегатов (рис. 1).
Рисунки Гриневецкого выполнены без помарок, набело, без предварительного эскизирования карандашом. Некоторые узлы воспроизведены в трехмерном виде (рис.2), с тенями, полутенями и светлыми поверхностями. В тексте конспекта практически нет правок, зачеркиваний и ретуширования. Отсутствуют кляксы. Надо полагать, что текст и рисунки делались в командировке, то есть в рабочей, но не всегда удобной обстановке.
Все вышеперечисленное говорит о высоком профессиональном мастерстве и подготовке В. И. Гриневецкого как инженера и графика. Даже без почерковедческого анализа видно, что отчет писал человек аккуратный, интересующийся, любящий свое дело. Студенты на экскурсии в нашем музее часто задают вопрос: «А чем пользовался Гриневецкий? Чертил ли он здесь по линейке?».
Нет, Василий Игнатьевич выполнил весь отчет от руки. На увеличенном фрагменте (рис. 3) заметны неровность линий и неравномерность штриховки. Окружности, галтели и криволинейные фигуры также нарисованы без лекал и циркуля. Скорее всего, Гриневецкий пользовался в поездке «вечным пером» ‒ это привычная многим автоматическая перьевая ручка, у которой острие состояло из платино-иридиевой трубочки с довольно плотно входящим в него стерженьком из того же материала. Цилиндрическая ручка, например, из рогового каучука служила резервуаром для чернил, выходивших лишь постепенно из капиллярного, кольцевого отверстия. Такого рода перьевые ручки были довольно широко распространены в конце XIX ‒ начале XX веков: они позволяли писать очень скоро, как карандашом, проводя буквы почти без утолщений. Но эти ручки были капризны ‒ чернила обыкновенно легко подсыхали на оконечности трубки, а при очень влажном воздухе вытекали больше, чем нужно, и очертания расплывались.
Более надежные «источниковые перья» (fountain pens) появились несколько позже поездки В. И. Гриневецкого – только в 20-е годы XX века. В них ручка служит резервуаром, из которого чернила вытекают на перо в нужном количестве при надавливании рычажка.
Как мы видим, технические средства письма того времени были не очень надежными, что также говорит о высоких графических умениях В. И. Гриневецкого.
Подобный уровень чертежного мастерства мы обнаружили в небольшом эскизе, который лежал в карандашном отделении готовальни конца XIX века. Фамилия владельца прибора и подпись на эскизе одинаковы, это некий англичанин Г. Робинсон (G. Robinson), который пером и тушью схематично выполнил расчет периодического профиля (скорее это венец зубчатого колеса) и начертил график для линейных зависимостей (рис. 4). Похоже, что род занятий мистера Робинсона был связан с технической деятельностью, а чертежный набор помогал ему в этом.
Как же формировались чертежные навыки инженера конца XIX ‒ начала ХХ веков? Что входило в обучение инженерной графике и было в учебных планах ИТУ? Среди экспонатов и документов музея МГТУ им. Н. Э. Баумана есть интересный образец упражнения «Тушевка геометрических тел» студента 1-го общего класса В. И. Акина (1900 г.), входящего в курс по техническому рисованию (рис. 5).
Как мы видим, умению рисовать, свободно владеть карандашом, кистью или пером, создавать текстуру и объем фигуры – всему этому уделяли большое внимание и значение. Кроме собственных методических указаний в ИТУ использовались европейские наработки и опыт в области технического рисунка. Так в фондах хранилища музея МГТУ им. Н.
Э. Баумана был обнаружен «Атлас по начертательной геометрии и рисунку», который был издан в Германии в 1876 году. Помимо классических построений и типовых сечений, в книге имеется любопытное дополнение в виде 5-ти калек примерно формата А2. Данный материал, скорее всего, носит рекламный характер, показывающий возможности чертежного инструмента или прибора фирмы Wiſsmann & Wallegg. Однако есть отметка, что данную презентацию выполнил Adolf Hardt, гражданский инженер из Кельна. На листах изображены упражнения и примеры по черчению и рисованию различных фигур, кривых и прямых линий, окружностей, показаны способы наложения штриховки и теней, создание объема и многое другое (рис. 6).
Красота и сложность некоторых упражнений из атласа просто завораживают. Пересечение и переплетение линий чертежей, тонкость и точность, требуемая от исполнителя и инструмента, позволяют с уверенностью сказать, что целью презентации была не только продажа оборудования для чертежных работ. Данные примеры служили пособием не просто для механического копирования или получения ремесленных навыков. Нам видится, что такое рисование на грани оптических эффектов и обмана зрения приводит к настоящему мастерству и может заинтересовать любителей искусства, технических дизайнеров, архитекторов и других специалистов в гуманитарных областях знания.
Среди экспонатов музея МГТУ им. Н. Э. Баумана имеется кульман начала XX века ‒ чертежный прибор пантографной системы в виде доски, установленной вертикально или под углом (рис. 7). «Кульманом» рабочее место инженера или архитектора называется только по-русски. Обиходное название произошло от фамилии Франца Вильгельма Кульмана (1877–1965), основателя фирмы Franz Kuhlmann KG (1906 г.), которая поставляла оборудование и в Россию. Франц Вильгельм был сыном часового мастера, а семейное дело имело интерес в поставках навигационных, локационных и прочих приборов в военно-морское ведомство Германии. Обратите внимание – часовые мастера как изготовители прецизионной точной механики будут неоднократно упоминаться в нашей статье как производители чертежного оборудования и инструмента.
Кульман (прибор) диктовал технологию проектирования ‒ в качестве основы для проектирования использовался прикрепленный к кульману лист бумаги, следовательно, разработка велась в отдельных плоскостях: вид спереди, вид сбоку, вид сверху. До появления САПР на базе персонального компьютера кульман не имел альтернативы, являясь неотъемлемым элементом деятельности для инженеров-конструкторов, проектировщиков, чертежников.
В системной коллекции чертежных инструментов музея МГТУ им. Н. Э. Баумана есть экспонаты, на примере которых можно показать развитие не только технологии инженерной графики и технического рисунка, но и технологии обработки металлов, появление новых сплавов и новых материалов. Так, например, произошло с нейзи́льбером (от нем. neusilber ‒ «новое серебро») ‒ сплав меди с 5‒35% никеля и 13‒45% цинка. Материал очень быстро стал носить название «немецкое серебро» ‒ german silver (хотя серебра в нем нет совсем); похожий сплав у французов назывался Maillot-Chorier (мельхиор), в Китае – «пакфонг», в Мексике – «альпака» и т. д.
Основные характеристики всех этих сплавов: серебристый цвет, высокая коррозионная стойкость, пластичность; они хорошо обрабатываются давлением (штампуются, чеканятся) в холодном и горячем состоянии, паяются, полируются. По внешним характеристикам сплавы похожи на серебро, но обладают большей механической прочностью. Начиная с середины XIX века, чертежные предметы из «немецкого серебра» начинают продаваться вместе с бронзовыми и латунными наборами (рис. 8), постепенно вытесняя их с рынка, и в 20-х годах XX века готовальня примет знакомый нам всем вид с белыми блестящими инструментами.
К сожалению, атрибуция чертежных инструментов зачастую сильно затруднена – очень редко на этих приборах ставилось клеймо производителя, коробки готовален могут не иметь указания завода-изготовителя или продавца-ретейлера (так называемые no name ‒ безымянные). Все основные известные рекламные прейскуранты и каталоги фирм-производителей относятся ко второй половине XIX века и более поздним датам. На сегодняшний день исследователи, музейные работники и коллекционеры выделяют примерно конец XVIII века – как время появления первых самостоятельных наборов чертежных инструментов, описанных в технической литературе того времени. Конечно, циркули, измерители и другие графические приборы изготавливались и ранее. Но это изготовление носило индивидуальный и попутный характер. И лишь в конце XVIII века появилась постоянная, все время растущая потребность в массовом производстве чертежных инструментов и, как следствие, – возникновение различных производителей – артелей, семейных предприятий и других фирм.
Одной из особенностей атрибуции, отличающей, например, циркуль XVIII века от более поздних инструментов является маленькая, крохотная деталь. Это гайка-барашек, которая использовалась для сбора сочленений чертежного прибора или регулировки ширины пера рейсфедера. Гайка-барашек имеет специальные лепестки или усики, предназначенные для того, чтобы ее закрутить или открутить без использования какого-либо дополнительного инструмента. На рис. 9 показано это отличие в форме данной детали. На сегодняшний день это общепринятая особенность атрибуции, которая в совокупности с другими признаками позволяет оценить возраст чертежного инструмента.
В коллекции музея МГТУ им. Н. Э. Баумана есть несколько интересных складных (карманных) многофункциональных чертежных инструментов. Они относятся к Napier compasses ‒ по имени Джона Не́пера (1550‒1617), шотландского математика, одного из изобретателей логарифмов, первого публикатора логарифмических таблиц. Самый ранний прибор сделан в Европе для Российской Империи (рис. 10) и имеет надпись на составной линейке – «вершки».
Прибор легко трансформируется и становится по необходимости измерителем, циркулем с грифелем или циркулем с рейсфедером, появляется линейка с шестью гранями с различной масштабной разметкой. Инструмент имеет регулировочную гайку – барашек на рейсфедере, а также простейшую грифельную цангу, где удержание грифеля происходит путем затягивания простого накидного пояска – обруча, что позволяет, как мы уже писали выше, отнести данный инструмент к первой половине XIX в. Второй прибор проще по форме, но такой же по функциональным возможностям, относится к началу XX века, производитель Е. О. Richter, Германия (рис. 11). Как можно заметить, с течением времени происходит постепенное изменение дизайна приборов в сторону технологичности и жесткости формы, простоты отделки и, главное, доступности цены для покупателя.
С немецкой фирмой часового мастера Эмиля Оскара Рихтера (1841–1905) связано множество новаций и разработок в области предметов для инженерной графики. Основанная в 1875 году в саксонском городе Хемнице фирма стала крупнейшим в мире производителем технических инструментов для рисования и черчения в первой половине XX века. В коллекции музея МГТУ им. Н. Э. Баумана находится не только большое число готовален – чертежных наборов, но и многие отдельные чертежные приборы, изобретением которых мы обязаны этой фирме.
На рис. 12 показаны два пунктирных рейсфедера – один для прямых (рис. 12 а), второй – для кривых линий (рис. 12 б). К этим приборам фирмой выпускалось до 32-х дисков с кулачками – жестких исполнительных элементов, что позволяло чертить пунктирную линию с различным сочетанием коротких и длинных штрихов (рис. 12 в и д).
Итак, примерно к периоду 1920–1930 годов основной комплект и ассортимент чертежных принадлежностей был сформирован в том виде, в каком его помнят многие инженеры, работавшие за кульманом. К середине 1950-х готовальни производились массово и стали, по сути, обычным канцелярским товаром широкого потребления. Конечно, изменения в дизайне приборов все также происходили – в основном в сторону снижения себестоимости, увеличения массовости изделия, что приводило, в свою очередь, к обезличиванию инструмента. Советский, европейский или американские чертежные наборы к тому времени стали очень похожи друг на друга по дизайну, качеству и функциональным возможностям.
На этом фоне заметно выделяется набор немецкой фирмы Lotter, относящийся к середине 50-х годов XX века, который имеется в коллекции музея МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Разработчики Lotter учли прошлый опыт конструирования чертежных приборов и разработали нечто новое – циркуль для черчения окружностей (в том числе и большого радиуса), в котором игла и грифель всегда перпендикулярны плоскости чертежа (рис. 13).
Кроме этого, пользователю предлагался циркуль с микрометрической подачей, смещающей ножку с грифелем – для черчения концентрических окружностей с малым шагом.
Заключение
В этой статье мы не ставили перед собой задачу описать весь чертежный инструмент или охватить все области технического черчения. Это достаточно трудная задача, если не сказать – невозможная. Системная коллекция чертежного инструмента нашего музея, исторические документы и фотоматериалы, образцы чертежей и учебные работы помогают нам понять какую социальную нишу занимал инженер в прошлом, как ценился его труд, знания и умения.
Основные выводы напрашиваются сами собой – люди технических профессий, инженеры вышли из рядов ученых-естествоиспытателей с широким кругозором и обширными интересами. В старинных чертежных наборах в большом количестве находятся акварельные краски и кисти. Складные приборы (а в статье упомянута только их часть) изысканны, зачастую украшены и предназначены не только для выездной работы, но и для демонстрации в высшем обществе, например. Можно сделать предположение, что разделение на «физиков» и «лириков» было в ХIX веке довольно условно, и инженер прошлого обладал достаточными гуманитарными навыками, приемами, вкусом и стилем.
Литература.
1. Hambly M. Drawing Instruments 1580–1980. – L.: Sotheby’s Publications, 1988. P. 118–124.
2. Scott-Scott М. Drawing Instruments (Shire album). ª– L.: Bloomsbury Publishing Plc, 1997. P. 1–13.
3. Kuhlmann Werkzeugmaschinen Service GmbH [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://kuhlmann-cnc.de/de/geschichte.html, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 07.10.2018 г.).
4. Smithsonian Libraries. DigitalCollections. [Электронный ресурс]. / Troughton & Simms [Catalog]. – L.: 1898. P. 1–3. Режим доступа: http://www.sil.si.edu/DigitalCollections/trade-literature/scientific-instruments/files/51625/, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 09.10.2018 г.).
5. Digitalisierung des Polytechnischen Journals [Электронный ресурс]. / Patent-Punktirfeder von E. O. Richter in Chemnitz. Режим доступа: http://dingler.culture.hu-berlin.de/article/pj218/ar218050, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 11.10.2018 г.)
6. The Planimetrica Collection [Электронный ресурс]. / E. O. Richter. Режим доступа: https://planimetrica.jimdo.com/mathematical-instruments/german-lz/richter/, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 11.10.2018 г.).
БАЗАНЧУК Галина Алексеевна –
директор музея МГТУ им. Н. Э. Баумана
КУРАКОВ Сергей Витальевич –
старший преподаватель кафедры
«Метрология и взаимозаменяемость»
МГТУ им. Н. Э. Баумана
Кроме того, в современном мире невозможно представить себе без компьютерной поддержки любое моделирование, анализ и синтез конструкций, математическое обеспечение проектов. Прогресс в области производительности вычислительных машин, современные системы связи и Интернет привели к появлению у инженеров, конструкторов и технологов качественно новых возможностей при решении технических задач.
Однако еще совсем недавно, деятельность инженера или конструктора была невозможна без ватмана и кульмана, а чертежный набор – готовальня был непременным атрибутом людей этих профессий. Именно о приемах инженерной графики и черчения, а также о сопутствующем оборудовании и приспособлениях, пойдет речь в этой статье.
Начнем мы с одного очень интересного музейного экспоната – это личная записная книжка В. И. Гриневецкого, профессора и директора Императорского Технического училища (ИТУ), одного из основателей московской научной теплотехнической школы.
На узких клетчатых листах представлен отчет Василия Игнатьевича о его научной и деловой поездке на заводы Европы в начале XX века. Конспект написан мелким убористым почерком. Автором сделано множество эскизов, где подробно зарисованы узлы различного оборудования, приведены расчетные схемы, описываются принципы работы машин и агрегатов (рис. 1).
Рисунки Гриневецкого выполнены без помарок, набело, без предварительного эскизирования карандашом. Некоторые узлы воспроизведены в трехмерном виде (рис.2), с тенями, полутенями и светлыми поверхностями. В тексте конспекта практически нет правок, зачеркиваний и ретуширования. Отсутствуют кляксы. Надо полагать, что текст и рисунки делались в командировке, то есть в рабочей, но не всегда удобной обстановке.
Все вышеперечисленное говорит о высоком профессиональном мастерстве и подготовке В. И. Гриневецкого как инженера и графика. Даже без почерковедческого анализа видно, что отчет писал человек аккуратный, интересующийся, любящий свое дело. Студенты на экскурсии в нашем музее часто задают вопрос: «А чем пользовался Гриневецкий? Чертил ли он здесь по линейке?».
Нет, Василий Игнатьевич выполнил весь отчет от руки. На увеличенном фрагменте (рис. 3) заметны неровность линий и неравномерность штриховки. Окружности, галтели и криволинейные фигуры также нарисованы без лекал и циркуля. Скорее всего, Гриневецкий пользовался в поездке «вечным пером» ‒ это привычная многим автоматическая перьевая ручка, у которой острие состояло из платино-иридиевой трубочки с довольно плотно входящим в него стерженьком из того же материала. Цилиндрическая ручка, например, из рогового каучука служила резервуаром для чернил, выходивших лишь постепенно из капиллярного, кольцевого отверстия. Такого рода перьевые ручки были довольно широко распространены в конце XIX ‒ начале XX веков: они позволяли писать очень скоро, как карандашом, проводя буквы почти без утолщений. Но эти ручки были капризны ‒ чернила обыкновенно легко подсыхали на оконечности трубки, а при очень влажном воздухе вытекали больше, чем нужно, и очертания расплывались.
Более надежные «источниковые перья» (fountain pens) появились несколько позже поездки В. И. Гриневецкого – только в 20-е годы XX века. В них ручка служит резервуаром, из которого чернила вытекают на перо в нужном количестве при надавливании рычажка.
Как мы видим, технические средства письма того времени были не очень надежными, что также говорит о высоких графических умениях В. И. Гриневецкого.
Подобный уровень чертежного мастерства мы обнаружили в небольшом эскизе, который лежал в карандашном отделении готовальни конца XIX века. Фамилия владельца прибора и подпись на эскизе одинаковы, это некий англичанин Г. Робинсон (G. Robinson), который пером и тушью схематично выполнил расчет периодического профиля (скорее это венец зубчатого колеса) и начертил график для линейных зависимостей (рис. 4). Похоже, что род занятий мистера Робинсона был связан с технической деятельностью, а чертежный набор помогал ему в этом.
Как же формировались чертежные навыки инженера конца XIX ‒ начала ХХ веков? Что входило в обучение инженерной графике и было в учебных планах ИТУ? Среди экспонатов и документов музея МГТУ им. Н. Э. Баумана есть интересный образец упражнения «Тушевка геометрических тел» студента 1-го общего класса В. И. Акина (1900 г.), входящего в курс по техническому рисованию (рис. 5).
Как мы видим, умению рисовать, свободно владеть карандашом, кистью или пером, создавать текстуру и объем фигуры – всему этому уделяли большое внимание и значение. Кроме собственных методических указаний в ИТУ использовались европейские наработки и опыт в области технического рисунка. Так в фондах хранилища музея МГТУ им. Н.
Э. Баумана был обнаружен «Атлас по начертательной геометрии и рисунку», который был издан в Германии в 1876 году. Помимо классических построений и типовых сечений, в книге имеется любопытное дополнение в виде 5-ти калек примерно формата А2. Данный материал, скорее всего, носит рекламный характер, показывающий возможности чертежного инструмента или прибора фирмы Wiſsmann & Wallegg. Однако есть отметка, что данную презентацию выполнил Adolf Hardt, гражданский инженер из Кельна. На листах изображены упражнения и примеры по черчению и рисованию различных фигур, кривых и прямых линий, окружностей, показаны способы наложения штриховки и теней, создание объема и многое другое (рис. 6).
Красота и сложность некоторых упражнений из атласа просто завораживают. Пересечение и переплетение линий чертежей, тонкость и точность, требуемая от исполнителя и инструмента, позволяют с уверенностью сказать, что целью презентации была не только продажа оборудования для чертежных работ. Данные примеры служили пособием не просто для механического копирования или получения ремесленных навыков. Нам видится, что такое рисование на грани оптических эффектов и обмана зрения приводит к настоящему мастерству и может заинтересовать любителей искусства, технических дизайнеров, архитекторов и других специалистов в гуманитарных областях знания.
Среди экспонатов музея МГТУ им. Н. Э. Баумана имеется кульман начала XX века ‒ чертежный прибор пантографной системы в виде доски, установленной вертикально или под углом (рис. 7). «Кульманом» рабочее место инженера или архитектора называется только по-русски. Обиходное название произошло от фамилии Франца Вильгельма Кульмана (1877–1965), основателя фирмы Franz Kuhlmann KG (1906 г.), которая поставляла оборудование и в Россию. Франц Вильгельм был сыном часового мастера, а семейное дело имело интерес в поставках навигационных, локационных и прочих приборов в военно-морское ведомство Германии. Обратите внимание – часовые мастера как изготовители прецизионной точной механики будут неоднократно упоминаться в нашей статье как производители чертежного оборудования и инструмента.
Кульман (прибор) диктовал технологию проектирования ‒ в качестве основы для проектирования использовался прикрепленный к кульману лист бумаги, следовательно, разработка велась в отдельных плоскостях: вид спереди, вид сбоку, вид сверху. До появления САПР на базе персонального компьютера кульман не имел альтернативы, являясь неотъемлемым элементом деятельности для инженеров-конструкторов, проектировщиков, чертежников.
В системной коллекции чертежных инструментов музея МГТУ им. Н. Э. Баумана есть экспонаты, на примере которых можно показать развитие не только технологии инженерной графики и технического рисунка, но и технологии обработки металлов, появление новых сплавов и новых материалов. Так, например, произошло с нейзи́льбером (от нем. neusilber ‒ «новое серебро») ‒ сплав меди с 5‒35% никеля и 13‒45% цинка. Материал очень быстро стал носить название «немецкое серебро» ‒ german silver (хотя серебра в нем нет совсем); похожий сплав у французов назывался Maillot-Chorier (мельхиор), в Китае – «пакфонг», в Мексике – «альпака» и т. д.
Основные характеристики всех этих сплавов: серебристый цвет, высокая коррозионная стойкость, пластичность; они хорошо обрабатываются давлением (штампуются, чеканятся) в холодном и горячем состоянии, паяются, полируются. По внешним характеристикам сплавы похожи на серебро, но обладают большей механической прочностью. Начиная с середины XIX века, чертежные предметы из «немецкого серебра» начинают продаваться вместе с бронзовыми и латунными наборами (рис. 8), постепенно вытесняя их с рынка, и в 20-х годах XX века готовальня примет знакомый нам всем вид с белыми блестящими инструментами.
К сожалению, атрибуция чертежных инструментов зачастую сильно затруднена – очень редко на этих приборах ставилось клеймо производителя, коробки готовален могут не иметь указания завода-изготовителя или продавца-ретейлера (так называемые no name ‒ безымянные). Все основные известные рекламные прейскуранты и каталоги фирм-производителей относятся ко второй половине XIX века и более поздним датам. На сегодняшний день исследователи, музейные работники и коллекционеры выделяют примерно конец XVIII века – как время появления первых самостоятельных наборов чертежных инструментов, описанных в технической литературе того времени. Конечно, циркули, измерители и другие графические приборы изготавливались и ранее. Но это изготовление носило индивидуальный и попутный характер. И лишь в конце XVIII века появилась постоянная, все время растущая потребность в массовом производстве чертежных инструментов и, как следствие, – возникновение различных производителей – артелей, семейных предприятий и других фирм.
Одной из особенностей атрибуции, отличающей, например, циркуль XVIII века от более поздних инструментов является маленькая, крохотная деталь. Это гайка-барашек, которая использовалась для сбора сочленений чертежного прибора или регулировки ширины пера рейсфедера. Гайка-барашек имеет специальные лепестки или усики, предназначенные для того, чтобы ее закрутить или открутить без использования какого-либо дополнительного инструмента. На рис. 9 показано это отличие в форме данной детали. На сегодняшний день это общепринятая особенность атрибуции, которая в совокупности с другими признаками позволяет оценить возраст чертежного инструмента.
В коллекции музея МГТУ им. Н. Э. Баумана есть несколько интересных складных (карманных) многофункциональных чертежных инструментов. Они относятся к Napier compasses ‒ по имени Джона Не́пера (1550‒1617), шотландского математика, одного из изобретателей логарифмов, первого публикатора логарифмических таблиц. Самый ранний прибор сделан в Европе для Российской Империи (рис. 10) и имеет надпись на составной линейке – «вершки».
Прибор легко трансформируется и становится по необходимости измерителем, циркулем с грифелем или циркулем с рейсфедером, появляется линейка с шестью гранями с различной масштабной разметкой. Инструмент имеет регулировочную гайку – барашек на рейсфедере, а также простейшую грифельную цангу, где удержание грифеля происходит путем затягивания простого накидного пояска – обруча, что позволяет, как мы уже писали выше, отнести данный инструмент к первой половине XIX в. Второй прибор проще по форме, но такой же по функциональным возможностям, относится к началу XX века, производитель Е. О. Richter, Германия (рис. 11). Как можно заметить, с течением времени происходит постепенное изменение дизайна приборов в сторону технологичности и жесткости формы, простоты отделки и, главное, доступности цены для покупателя.
С немецкой фирмой часового мастера Эмиля Оскара Рихтера (1841–1905) связано множество новаций и разработок в области предметов для инженерной графики. Основанная в 1875 году в саксонском городе Хемнице фирма стала крупнейшим в мире производителем технических инструментов для рисования и черчения в первой половине XX века. В коллекции музея МГТУ им. Н. Э. Баумана находится не только большое число готовален – чертежных наборов, но и многие отдельные чертежные приборы, изобретением которых мы обязаны этой фирме.
На рис. 12 показаны два пунктирных рейсфедера – один для прямых (рис. 12 а), второй – для кривых линий (рис. 12 б). К этим приборам фирмой выпускалось до 32-х дисков с кулачками – жестких исполнительных элементов, что позволяло чертить пунктирную линию с различным сочетанием коротких и длинных штрихов (рис. 12 в и д).
Итак, примерно к периоду 1920–1930 годов основной комплект и ассортимент чертежных принадлежностей был сформирован в том виде, в каком его помнят многие инженеры, работавшие за кульманом. К середине 1950-х готовальни производились массово и стали, по сути, обычным канцелярским товаром широкого потребления. Конечно, изменения в дизайне приборов все также происходили – в основном в сторону снижения себестоимости, увеличения массовости изделия, что приводило, в свою очередь, к обезличиванию инструмента. Советский, европейский или американские чертежные наборы к тому времени стали очень похожи друг на друга по дизайну, качеству и функциональным возможностям.
На этом фоне заметно выделяется набор немецкой фирмы Lotter, относящийся к середине 50-х годов XX века, который имеется в коллекции музея МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Разработчики Lotter учли прошлый опыт конструирования чертежных приборов и разработали нечто новое – циркуль для черчения окружностей (в том числе и большого радиуса), в котором игла и грифель всегда перпендикулярны плоскости чертежа (рис. 13).
Кроме этого, пользователю предлагался циркуль с микрометрической подачей, смещающей ножку с грифелем – для черчения концентрических окружностей с малым шагом.
Заключение
В этой статье мы не ставили перед собой задачу описать весь чертежный инструмент или охватить все области технического черчения. Это достаточно трудная задача, если не сказать – невозможная. Системная коллекция чертежного инструмента нашего музея, исторические документы и фотоматериалы, образцы чертежей и учебные работы помогают нам понять какую социальную нишу занимал инженер в прошлом, как ценился его труд, знания и умения.
Основные выводы напрашиваются сами собой – люди технических профессий, инженеры вышли из рядов ученых-естествоиспытателей с широким кругозором и обширными интересами. В старинных чертежных наборах в большом количестве находятся акварельные краски и кисти. Складные приборы (а в статье упомянута только их часть) изысканны, зачастую украшены и предназначены не только для выездной работы, но и для демонстрации в высшем обществе, например. Можно сделать предположение, что разделение на «физиков» и «лириков» было в ХIX веке довольно условно, и инженер прошлого обладал достаточными гуманитарными навыками, приемами, вкусом и стилем.
Литература.
1. Hambly M. Drawing Instruments 1580–1980. – L.: Sotheby’s Publications, 1988. P. 118–124.
2. Scott-Scott М. Drawing Instruments (Shire album). ª– L.: Bloomsbury Publishing Plc, 1997. P. 1–13.
3. Kuhlmann Werkzeugmaschinen Service GmbH [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://kuhlmann-cnc.de/de/geschichte.html, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 07.10.2018 г.).
4. Smithsonian Libraries. DigitalCollections. [Электронный ресурс]. / Troughton & Simms [Catalog]. – L.: 1898. P. 1–3. Режим доступа: http://www.sil.si.edu/DigitalCollections/trade-literature/scientific-instruments/files/51625/, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 09.10.2018 г.).
5. Digitalisierung des Polytechnischen Journals [Электронный ресурс]. / Patent-Punktirfeder von E. O. Richter in Chemnitz. Режим доступа: http://dingler.culture.hu-berlin.de/article/pj218/ar218050, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 11.10.2018 г.)
6. The Planimetrica Collection [Электронный ресурс]. / E. O. Richter. Режим доступа: https://planimetrica.jimdo.com/mathematical-instruments/german-lz/richter/, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 11.10.2018 г.).
БАЗАНЧУК Галина Алексеевна –
директор музея МГТУ им. Н. Э. Баумана
КУРАКОВ Сергей Витальевич –
старший преподаватель кафедры
«Метрология и взаимозаменяемость»
МГТУ им. Н. Э. Баумана
Отзывы читателей