DOI: 10.22184/2499-9407.2021.24.3.82.88

Представлен анализ причин применения металлорежущего инструмента и технологической оснастки импортного производства. Рассмотрены вопросы решения задач по обеспечению технологической независимости, технологической безопасности и технологического прорыва на предприятиях ракетно-космической промышленности для замещения продукции
импортного производства.

sitemap
Наш сайт использует cookies. Продолжая просмотр, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с нашей Политикой Конфиденциальности
Согласен
Поиск:

Вход
Архив журнала
Журналы
Медиаданные
Редакционная политика
Реклама
Авторам
Контакты
TS_pub
technospheramag
technospheramag
ТЕХНОСФЕРА_РИЦ
© 2001-2025
РИЦ Техносфера
Все права защищены
Тел. +7 (495) 234-0110
Оферта

Яндекс.Метрика
R&W
 
 
Вход:

Ваш e-mail:
Пароль:
 
Регистрация
Забыли пароль?
Книги по станкостроению
Другие серии книг:
Мир станкостроения
Библиотека Института стратегий развития
Мир квантовых технологий
Мир математики
Мир физики и техники
Мир биологии и медицины
Мир химии
Мир наук о Земле
Мир материалов и технологий
Мир электроники
Мир программирования
Мир связи
Мир строительства
Мир цифровой обработки
Мир экономики
Мир дизайна
Мир увлечений
Мир робототехники и мехатроники
Для кофейников
Мир радиоэлектроники
Библиотечка «КВАНТ»
Умный дом
Мировые бренды
Вне серий
Библиотека климатехника
Мир транспорта
Мир фотоники
Мир метрологии
Мир энергетики
Книги, изданные при поддержке РФФИ
Выпуск #3/2021
Ю. ГРИЦЕНКО, П. НОВИКОВ, Е. РАХМИЛЕВИЧ
ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ НА ПОСТАВКИ ПРОДУКЦИИ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Просмотры: 2024
DOI: 10.22184/2499-9407.2021.24.3.82.88

Представлен анализ причин применения металлорежущего инструмента и технологической оснастки импортного производства. Рассмотрены вопросы решения задач по обеспечению технологической независимости, технологической безопасности и технологического прорыва на предприятиях ракетно-космической промышленности для замещения продукции
импортного производства.
ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ НА ПОСТАВКИ ПРОДУКЦИИ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

На предприятиях ракетно-космической промышленности (далее – РКП) применяется широкий спектр инструментальной продукции: стандартная (по ГОСТ и ТУ) отечественного производства, импортных производителей (через дилеров на территории Российской Федерации), специальная продукция собственного изготовления.

За последние несколько лет число зарубежных производителей, представляющих свой металло­обрабатывающий инструмент и технологическую оснастку на предприятиях РКП, ощутимо выросло. В 2019 году на предприятия РКП из-за рубежа поступило до 80% всей инструментальной продукции (рис. 1).

Предприятия РКП закупают в основном импортный инструмент производства Германии, Швеции, Израиля, Японии и Южной Кореи. Наиболее популярным является инструмент фирмы Sandvik Coromant (Швеция), ISCAR (Израиль), ZCC-CT (Китай). В Российской Федерации компаниями «СКИФ-М», «НИР», «Томский инструмент» (ТИЗ), «Свердловский инструментальный завод» (СИЗ), «Кировоградский завод твердых сплавов» (КЗТС), «Победит», «Микробор», «Вириал», «Воткинский завод» и другими производится аналогичная продукция [1]. Инструмент отечественного производства не уступает иностранному, а в отдельных случаях, таких как обработка титана и жаропрочной стали, даже превосходит его. Однако отечественный инструмент не пользуется популярностью у предприятий РКП из-за требований по стабильности качества и сжатым срокам поставки, отсутствия должной рекламы на рынке, а также в силу тесного сотрудничества иностранных производителей с фирмами-интеграторами, которые совместно с поставками инструмента предлагают услуги по обеспечению полного цикла технологической подготовки производства.

Можно перечислить основные причины сложившейся ситуации:
Фактически не предпринимались попытки создания отраслевого интегратора ‒ одной из последних была попытка приобретения Томского инструментального завода, находившегося тогда в процессе банкротства, Московским инструментальным заводом. На текущий момент немногие оставшиеся инструментальные заводы работают самостоятельно и конкурируют по большей части друг с другом, а не с иностранными производителями, сокращая маржу, которая могла бы пойти на исследования и развитие. По многим видам инструмента осталось всего один-два производителя промышленных масштабов (протяжной инструмент – Свердловский инструментальный завод; зуборезный инструмент – Московский инструментальный завод и Свердловский инструментальный завод; резьбонакатной инструмент – Московский инструментальный завод и Томский инструментальный завод).

В инструментальной промышленности меры государственной поддержки через механизм контроля обоснованности закупок импортного инструмента машиностроительными предприя­тиями были приняты значительно позже, чем в станкостроении, и на настоящий момент еще не оказывают значимого эффекта. Зачастую предприятия обходят эти ограничения, прописывая импортный инструмент в директивные и рабочие техпроцессы на изделия, либо выставляя инструмент на торги большими лотами, где смешивают позиции, у которых есть отечественные аналоги, с позициями, у которых таких аналогов пока нет.

Ряд инструментальных предприятий был в свое время продан иностранным производителям, которые после получения клиентской базы фактически устранили конкурентов собственных производств. В частности, так произошло с Московским комбинатом твердых сплавов, являвшимся самым передовым предприятием по выпуску твердого сплава в стране, а после приобретения концерном Sandvik кратно сократившим объемы производства (в настоящий момент производство закрыто, оборудование перемещено в Индию). Аналогично с ООО «Фирма АЛГ», выпускавшим твердосплавные пластины и дисковые фрезы для обработки пазов охлаждения ракетных двигателей, которое после поглощения все тем же концерном Sandvik ее нового владельца – чешской фирмы Pramet – была закрыта, и некоторыми другими производствами.

Собственные инструментальные цеха предприятий, которые выпускают специальный инструмент и зачастую стандартный инструмент мелкими партиями, в основном недогружены. За счет средств, выделявшихся на модернизацию производства, эти цеха сейчас оснащены современным, но малопроизводительным и однотипным импортным оборудованием, и не составляют конкуренцию независимым российским и иностранным производителям на свободном рынке, предлагая простую и в то же время более дорогую продукцию. При этом сами предприятия ОПК размещают свои заказы в собственных цехах фактически на безальтернативной основе, не стимулируя их эффективность и не давая возможности увеличивать объемы производства независимым инструментальным заводам.

Отсутствует единая диспетчерская и маркетинговая служба, объединяющая мощности этих цехов и независимых инструментальных заводов и согласующая их с потребностями ОПК.

Материалы, применяемые в инструментальном производстве, имеют иностранное происхождение. Твердосплавные заготовки, смеси для спекания твердых сплавов поставляются из Китая и Западной Европы и подвержены колебаниям цен, вызванным установлением Китаем квот на экспорт тугоплавких металлов. Быстрорежущая и инструментальная сталь необходимого балла карбидной неоднородности в Российской Федерации не изготавливается – имеющиеся в стране заводы специальной металлургии не заинтересованы ни в изготовлении малыми партиями (а других инструментальная промышленность заказать на текущий момент не может) стали необходимого качества, ни даже в поставках стали имеющегося качества в необходимые промышленности сроки.

Наиболее важным обстоятельством является то, что доля и стоимость импортного инструмента, особенно высокотехнологичного и высокопроизводительного, велика, и поскольку он, в отличие от станков, не относится к основным средствам, его объемы на складах предприятий ОПК невелики – обычно не превышают 1‒2-месячного объема потребления. Срок поставки такого стандартного инструмента представительствами и дилерами иностранных производителей не превышает 2‒3 недели. То есть раз в 1‒2 недели инструмент, например твердосплавные пластины, фрезы, сверла, оперативно доставляется в Российскую Федерацию международными курьерскими службами и распределяется на предприятия-потребители, не задерживаясь надолго на складах посредника. Таким образом, в случае осложнения международной обстановки (введения санкций, резких изменений курсов валют, введения карантинных ограничений и других непредвиденных ситуаций) запасы инструмента, имеющиеся в Российской Федерации, позволят предприя­тиям ОПК и, в частности, ракетно-космической отрасли, продолжать работу в течение нескольких месяцев, после чего их работа будет парализована, поскольку российская инструментальная промышленность не сможет в столь сжатые сроки заменить в необходимых объемах дефицитный инструмент, в том числе критически важный для выпуска опытных и серийных изделий.

В постперестроечный период отечественной инструментальной промышленностью утрачен ряд компетенций, в том числе технологии произ­водства мелкомодульных долбяков, червячных фрез с m > 10, резьбообразующего инструмента (метчиков и плашек), накатных плашек и роликов, протяжек длиной более 0,8 м, качественного слесарно-монтажного инструмента.

Импортозамещение
В настоящий период против ряда российских предприятий введены санкционные меры по поставке в Российскую Федерацию продукции двойного назначения для нужд обороны страны и безопасности государства, что в свою очередь явилось стимулом развития отечественного произ­водства. Санкционное давление на Российскую Федерацию усиливается с каждым годом, и ожидать отмены санкций нецелесообразно, поэтому необходимо решение комплексной (триединой) задачи (рис. 2) по обеспечению технологической независимости, технологической безопасности и тем более технологического прорыва в станкоинструментальной промышленности в соответствии с принятыми распоряжениями правительства:
  • «План содействия импортозамещению в промышленности» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 936-р) [2];
«Стратегия развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2020 года № 2869-р) [3].

Тенденция роста спроса на отечественную продукцию сформировалась благодаря изменению государственного подхода к подтверждению произ­водства продукции на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2017 года № 9 «Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» [4] установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства.

Исключения допускаются лишь в том случае, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Евразийского экономического союза отсутствуют.

В связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 года № 1135 «Об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (с изменениями на 13 июля 2019 года)» [5] допускается поставка продукции импортного произ­водства с подтверждением в Государственной информационной системе промышленности (ГИСП) статуса промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации.

ГИСП создана по заказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на основании Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)» [6] для реализации промышленной политики, целями которой являются:
  • формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития;
  • обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • обеспечение занятости населения и повышение уровня жизни граждан Российской Федерации.

ГИСП предоставляет сервисы для всех субъектов промышленной деятельности: от органов власти Российской Федерации до отдельных предприятий и индивидуальных предпринимателей. Публи­куются Евразийский реестр промышленных товаров государств – членов ЕФЭС, реестры заключений о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, евразийской промышленной продукции и т.д.

Если за 2019 год рост российского станкостроения согласно данных Ассоциации «Станкоинструмент» составил около 5%, что примерно соответствует динамике последних лет, то за 4 мес. 2020 года рост составил 30,5% [7].

В соответствии с проектом TestFirm.ru по сравнительному анализу финансового состояния российских организаций за 2019 год, который реализован компанией «ПрофСофт» [8] по заданию и под контролем специалистов аудиторской фирмы ПКАТ «Авдеев и Ко», в Российской Федерации насчитывается 22 крупных станкостроительных завода.

Решения, действующие в 2020 году в станкоинструментальной отрасли
Вводятся обязательные квоты на закупки отечественной продукции госкорпорациями.
Принято Постановление Правительства Российской Федерации № 616 от 30 апреля 2020 года «0б установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» [13].

24 июля 2020 года Госдума РФ приняла в первом чтении Федеральный закон № 249-ФЗ от 31 июля 2020 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [14], предусматривающие введение механизма квотирования закупок российской продукции госзаказчиками и госкомпаниями. Суть поправок в том, что они наделяют Правительство Российской Федерации правом утверждать перечень товаров, на которые будет распространяться норма о квотировании, то есть правительство будет устанавливать количество тех же станков, которое необходимо приобрести в рамках госзакупок.

Правительством Российской Федерации утверждена «Стратегия развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2020 года № 2869-р) [3] с задачей к 2035 году повысить уровень локализации производства станков с текущих 47 до 70%.
Одновременно внесены соответствующие изменения в законы о госзакупках. Теперь в них прописаны механизмы стимулирования закупок отечественной станкоинструментальной продукции.

Отдельно в части требований Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Постановлением Правительства Российской Федерации № 2013 от 3 декабря 2020 года «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» [15] определяется понятие «товар российского происхождения», используемое для целей определения минимальной доли закупок и включения в реестр промышленной продукции, произведенной на территории РФ, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года № 616.

В части требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Постановление № 2014 от 3 декабря 2020 года «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижения заказчиком» [16], помимо минимальной доли закупок товаров российского происхождения и товаров, происходящих из стран – членов Евразийского экономического союза, установлена обязанность заказчиков ежегодно (с 2022 г.) формировать отчет об объеме закупок российского товара, требования к содержанию и форме такого отчета.

Что касается постановлений правительства, предусматривающих меры поддержки отечественного производителя металлообрабатывающего оборудования, то сегодня действует более 100 документов.

Подписан приказ Министерства промышленности к торговли Российской Федерации от 29 мая 2020 года № 1755 «Об утверждении порядка выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, положения об отраслевых экспертных советах при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, порядка формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму, порядка формирования и ведения реестра евразийской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму» [17].

10 августа 2020 года Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин подписал Постановление Правительства Российской Федерации № 1206 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям станкоинструментальной продукции в целях предоставления покупателям скидки при приобретении такой продукции» [18], согласно которому производители станков и инструментальной продукции, предоставляющие скидки своим клиентам, смогут получить субсидию от государства. Субсидия предоставляет­ся в рамках подпрограммы «Развитие производства средств производства» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в целях достижения показателя «Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг собственными силами (в отраслях производства средств производства)», установленного указанной подпрограммой (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 328 «Об утверждении государственной программы») [19].

Право на получение субсидии имеет производитель, включенный в реестр получателей субсидии и имеющий заключение о подтверждении производства промышленной продукции в отношении следующей продукции:
  • оборудование металлообрабатывающее (классифицируется в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) кодами 28.41.1, 28.41.2, 28.41.3);
  • управляющий программно-аппаратный комплекс, шпиндели, линейные направляющие, шарико-винтовые передачи, инструментальные магазины и инструментальные головки (код ОКПД 2 из 28.41.4);
  • инструмент ручной прочий (код ОКПД 2 25.73.30);

  • инструменты рабочие сменные для станков или для ручного инструмента (с механическим приводом или без него) (код ОКДП 2 25.73.4);
  • инструменты ручные электрические и инструменты ручные прочие с механизированным приводом (код ОКПД 2 28.24.1);
  • оправки для крепления инструмента (код ОКПД 2 28.49.2);
  • аддитивное оборудование (коды ОКПД 2 28.96.10.121, 28.96.10.122, 28.96.10.123, 28.96.10.129, 28.41.34.100, 28.41.34.110, 28.41.34.120, 28.41.34.190);
  • станки для обработки камня, дерева и аналогичных твердых материалов (код ОКПД 2 28.49.1).

Решение об адресной поддержке предприятий принимает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации по результатам квалификационного отбора. Размер выплаты для каждого претендента определяется исходя из объема скидок, зафиксированного в договоре о реализации товара.

Рассчитывать на субсидии могут российские организации, которые не имеют долгов по налогам и страховым взносам, а также не проходят процедуру ликвидации или банкротства.
В 2020 году на эту меру поддержки направлено 200 млн руб. В дальнейшем объем финансирования планируется существенно увеличить.

Вышло Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2020 года № 1289 «Об авансировании договоров (государственных контрактов), о поставке промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд обороны страны и безопасности государства» [20], в котором определены товары, закупка которых авансируется заказчиком не менее чем на 80% (но не более лимитов бюджетных обязательств). Данное постановление распространяется только на продукцию станкоинструментальной отрасли.

В РФ ужесточат контроль за импортозамещением при исполнении госзакупок, сообщил заместитель председателя Правительства Российской Федерации по вопросам оборонно-промышленного комплекса Ю.И. Борисов. «Контроль над этим мы будем ужесточать. Чтобы под эгидой отечественной продукции не шла продукция отверточной сборки: когда только шильдик и облик отечественные, а все решения китайские или европейские – этого нельзя допускать», – сказал Ю.И. Борисов журналистам 29 сентября 2020 года на форуме «Микроэлекроника-2020». В соответствии с этим принято Постановление Правительства РФ № 165 от 11 февраля 2021 года «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 719» [21], согласно которому отнесение продукции станкостроительной промышленности, классифицируемой кодом по ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 28.4, к продукции, произведенной на территории Российской Федерации («российскость»), возможно при условии достижения суммарного количества баллов за выполнение на территории Российской Федерации комплекса определенных условий для каждой единицы продукции.

Действуя осторожно и аккуратно, постепенно меняя законодательство и ужесточая правила, руководство страны, с одной стороны, стимулирует появление производителей и разработчиков станкоинструментальной продукции, с другой – делает все, чтобы всем было выгоднее размещать заказы в Российской Федерации.

Таким образом, государство сформировало условия для развития рынка российской станкоинструментальной продукции.

Итак, начался долгий и трудный процесс. В результате должна быть полностью ликвидирована проблема, история которой насчитывает три десятилетия: отставание Российской Федерации на рынке станкоинструментальной продукции.

Литература
1. Корогодский А. А., Акопов Г. А., Новиков П. П., Юрцев Е. С., Рахмилевич Е. Г. Инструмент для российского рынка // РИТМ машиностроения. 2016. № 4. С. 94–98.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 936-р «План содействия импортозамещению в промышленности».
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2020 года № 2869-р «Стратегия развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2017 года № 9 «Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 года № 1135 «Об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (с изменениями на 13 июля 2019 года)».
6. Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
7. Самодуров Г. В., Лахтюхов Д. В. Станкоинструментальная отрасль России в 2019 году: цифры и факты // Станкоинструмент. 2020. № 2. С. 12–18.
8. Сравнение финансового состояния фирмы с отраслевыми показателями и конкурентами [Электронный ресурс] // TestFirm.ru: [сайт]. URL: https://www.testfirm.ru/ (дата обращения: 14.04.2021).
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 года № 191 «О государственной поддержке организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, и внесении изменения в Правила предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на возмещение части затрат, связанных с поддержкой производства высокотехнологичной продукции».
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 года № 239 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров станкоинструментальной промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года № 355-23 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2019 года № 1649 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской федерации».
13. Постановление Правительства Российской Федерации № 616 от 30 апреля 2020 года «0б установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».
14. Федеральный закон № 249-ФЗ от 31 июля 2020 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
15. Постановление Правительства Российской Федерации № 2013 от 3 декабря 2020 года «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения».
16. Постановление Правительства Российской Федерации № 2014 от 3 декабря 2020 года «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижения заказчиком».
17. Приказ Министерства промышленности к торговли Российской Федерации от 29 мая 2020 года № 1755 «Об утверждении порядка выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, положения об отраслевых экспертных советах при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, порядка формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму, порядка формирования и ведения реестра евразийской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму».
18. Постановление Правительства Российской Федерации № 1206 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям станкоинструментальной продукции в целях предоставления покупателям скидки при приобретении такой продукции».
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 328 «Об утверждении государственной программы».
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2020 года № 1289 «Об авансировании договоров (государственных контрактов), о поставке промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд обороны страны и безопасности государства».
21. Постановление Правительства Российской Федерации № 165 от 11 февраля 2021 года «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 719».


ГРИЦЕНКО Юрий Александрович
главный специалист Центра развития технологических компетенций организаций РКП ФГУП
«НПО «Техномаш»

НОВИКОВ Павел Петрович
главный специалист Центра развития технологических компетенций организаций РКП ФГУП
«НПО «Техномаш»

РАХМИЛЕВИЧ Евгений Георгиевич
и.о. директора Центра развития технологических компетенций организаций РКП ФГУП
«НПО «Техномаш»
 
 Отзывы читателей
Разработка: студия Green Art