Выпуск #3/2021
Ю. ГРИЦЕНКО, П. НОВИКОВ, Е. РАХМИЛЕВИЧ
ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ НА ПОСТАВКИ ПРОДУКЦИИ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ НА ПОСТАВКИ ПРОДУКЦИИ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Просмотры: 1855
DOI: 10.22184/2499-9407.2021.24.3.82.88
Представлен анализ причин применения металлорежущего инструмента и технологической оснастки импортного производства. Рассмотрены вопросы решения задач по обеспечению технологической независимости, технологической безопасности и технологического прорыва на предприятиях ракетно-космической промышленности для замещения продукции
импортного производства.
Представлен анализ причин применения металлорежущего инструмента и технологической оснастки импортного производства. Рассмотрены вопросы решения задач по обеспечению технологической независимости, технологической безопасности и технологического прорыва на предприятиях ракетно-космической промышленности для замещения продукции
импортного производства.
Теги: engineering measures to support domestic producers sanctions restrictions substitution of imported products tool импортозамещение инструмент машиностроение меры поддержки отечественного производителя санкционные ограничения
ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ НА ПОСТАВКИ ПРОДУКЦИИ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
На предприятиях ракетно-космической промышленности (далее – РКП) применяется широкий спектр инструментальной продукции: стандартная (по ГОСТ и ТУ) отечественного производства, импортных производителей (через дилеров на территории Российской Федерации), специальная продукция собственного изготовления.
За последние несколько лет число зарубежных производителей, представляющих свой металлообрабатывающий инструмент и технологическую оснастку на предприятиях РКП, ощутимо выросло. В 2019 году на предприятия РКП из-за рубежа поступило до 80% всей инструментальной продукции (рис. 1).
Предприятия РКП закупают в основном импортный инструмент производства Германии, Швеции, Израиля, Японии и Южной Кореи. Наиболее популярным является инструмент фирмы Sandvik Coromant (Швеция), ISCAR (Израиль), ZCC-CT (Китай). В Российской Федерации компаниями «СКИФ-М», «НИР», «Томский инструмент» (ТИЗ), «Свердловский инструментальный завод» (СИЗ), «Кировоградский завод твердых сплавов» (КЗТС), «Победит», «Микробор», «Вириал», «Воткинский завод» и другими производится аналогичная продукция [1]. Инструмент отечественного производства не уступает иностранному, а в отдельных случаях, таких как обработка титана и жаропрочной стали, даже превосходит его. Однако отечественный инструмент не пользуется популярностью у предприятий РКП из-за требований по стабильности качества и сжатым срокам поставки, отсутствия должной рекламы на рынке, а также в силу тесного сотрудничества иностранных производителей с фирмами-интеграторами, которые совместно с поставками инструмента предлагают услуги по обеспечению полного цикла технологической подготовки производства.
Можно перечислить основные причины сложившейся ситуации:
Фактически не предпринимались попытки создания отраслевого интегратора ‒ одной из последних была попытка приобретения Томского инструментального завода, находившегося тогда в процессе банкротства, Московским инструментальным заводом. На текущий момент немногие оставшиеся инструментальные заводы работают самостоятельно и конкурируют по большей части друг с другом, а не с иностранными производителями, сокращая маржу, которая могла бы пойти на исследования и развитие. По многим видам инструмента осталось всего один-два производителя промышленных масштабов (протяжной инструмент – Свердловский инструментальный завод; зуборезный инструмент – Московский инструментальный завод и Свердловский инструментальный завод; резьбонакатной инструмент – Московский инструментальный завод и Томский инструментальный завод).
В инструментальной промышленности меры государственной поддержки через механизм контроля обоснованности закупок импортного инструмента машиностроительными предприятиями были приняты значительно позже, чем в станкостроении, и на настоящий момент еще не оказывают значимого эффекта. Зачастую предприятия обходят эти ограничения, прописывая импортный инструмент в директивные и рабочие техпроцессы на изделия, либо выставляя инструмент на торги большими лотами, где смешивают позиции, у которых есть отечественные аналоги, с позициями, у которых таких аналогов пока нет.
Ряд инструментальных предприятий был в свое время продан иностранным производителям, которые после получения клиентской базы фактически устранили конкурентов собственных производств. В частности, так произошло с Московским комбинатом твердых сплавов, являвшимся самым передовым предприятием по выпуску твердого сплава в стране, а после приобретения концерном Sandvik кратно сократившим объемы производства (в настоящий момент производство закрыто, оборудование перемещено в Индию). Аналогично с ООО «Фирма АЛГ», выпускавшим твердосплавные пластины и дисковые фрезы для обработки пазов охлаждения ракетных двигателей, которое после поглощения все тем же концерном Sandvik ее нового владельца – чешской фирмы Pramet – была закрыта, и некоторыми другими производствами.
Собственные инструментальные цеха предприятий, которые выпускают специальный инструмент и зачастую стандартный инструмент мелкими партиями, в основном недогружены. За счет средств, выделявшихся на модернизацию производства, эти цеха сейчас оснащены современным, но малопроизводительным и однотипным импортным оборудованием, и не составляют конкуренцию независимым российским и иностранным производителям на свободном рынке, предлагая простую и в то же время более дорогую продукцию. При этом сами предприятия ОПК размещают свои заказы в собственных цехах фактически на безальтернативной основе, не стимулируя их эффективность и не давая возможности увеличивать объемы производства независимым инструментальным заводам.
Отсутствует единая диспетчерская и маркетинговая служба, объединяющая мощности этих цехов и независимых инструментальных заводов и согласующая их с потребностями ОПК.
Материалы, применяемые в инструментальном производстве, имеют иностранное происхождение. Твердосплавные заготовки, смеси для спекания твердых сплавов поставляются из Китая и Западной Европы и подвержены колебаниям цен, вызванным установлением Китаем квот на экспорт тугоплавких металлов. Быстрорежущая и инструментальная сталь необходимого балла карбидной неоднородности в Российской Федерации не изготавливается – имеющиеся в стране заводы специальной металлургии не заинтересованы ни в изготовлении малыми партиями (а других инструментальная промышленность заказать на текущий момент не может) стали необходимого качества, ни даже в поставках стали имеющегося качества в необходимые промышленности сроки.
Наиболее важным обстоятельством является то, что доля и стоимость импортного инструмента, особенно высокотехнологичного и высокопроизводительного, велика, и поскольку он, в отличие от станков, не относится к основным средствам, его объемы на складах предприятий ОПК невелики – обычно не превышают 1‒2-месячного объема потребления. Срок поставки такого стандартного инструмента представительствами и дилерами иностранных производителей не превышает 2‒3 недели. То есть раз в 1‒2 недели инструмент, например твердосплавные пластины, фрезы, сверла, оперативно доставляется в Российскую Федерацию международными курьерскими службами и распределяется на предприятия-потребители, не задерживаясь надолго на складах посредника. Таким образом, в случае осложнения международной обстановки (введения санкций, резких изменений курсов валют, введения карантинных ограничений и других непредвиденных ситуаций) запасы инструмента, имеющиеся в Российской Федерации, позволят предприятиям ОПК и, в частности, ракетно-космической отрасли, продолжать работу в течение нескольких месяцев, после чего их работа будет парализована, поскольку российская инструментальная промышленность не сможет в столь сжатые сроки заменить в необходимых объемах дефицитный инструмент, в том числе критически важный для выпуска опытных и серийных изделий.
В постперестроечный период отечественной инструментальной промышленностью утрачен ряд компетенций, в том числе технологии производства мелкомодульных долбяков, червячных фрез с m > 10, резьбообразующего инструмента (метчиков и плашек), накатных плашек и роликов, протяжек длиной более 0,8 м, качественного слесарно-монтажного инструмента.
Импортозамещение
В настоящий период против ряда российских предприятий введены санкционные меры по поставке в Российскую Федерацию продукции двойного назначения для нужд обороны страны и безопасности государства, что в свою очередь явилось стимулом развития отечественного производства. Санкционное давление на Российскую Федерацию усиливается с каждым годом, и ожидать отмены санкций нецелесообразно, поэтому необходимо решение комплексной (триединой) задачи (рис. 2) по обеспечению технологической независимости, технологической безопасности и тем более технологического прорыва в станкоинструментальной промышленности в соответствии с принятыми распоряжениями правительства:
Тенденция роста спроса на отечественную продукцию сформировалась благодаря изменению государственного подхода к подтверждению производства продукции на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2017 года № 9 «Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» [4] установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства.
Исключения допускаются лишь в том случае, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Евразийского экономического союза отсутствуют.
В связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 года № 1135 «Об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (с изменениями на 13 июля 2019 года)» [5] допускается поставка продукции импортного производства с подтверждением в Государственной информационной системе промышленности (ГИСП) статуса промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации.
ГИСП создана по заказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на основании Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)» [6] для реализации промышленной политики, целями которой являются:
ГИСП предоставляет сервисы для всех субъектов промышленной деятельности: от органов власти Российской Федерации до отдельных предприятий и индивидуальных предпринимателей. Публикуются Евразийский реестр промышленных товаров государств – членов ЕФЭС, реестры заключений о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, евразийской промышленной продукции и т.д.
Если за 2019 год рост российского станкостроения согласно данных Ассоциации «Станкоинструмент» составил около 5%, что примерно соответствует динамике последних лет, то за 4 мес. 2020 года рост составил 30,5% [7].
В соответствии с проектом TestFirm.ru по сравнительному анализу финансового состояния российских организаций за 2019 год, который реализован компанией «ПрофСофт» [8] по заданию и под контролем специалистов аудиторской фирмы ПКАТ «Авдеев и Ко», в Российской Федерации насчитывается 22 крупных станкостроительных завода.
Решения, действующие в 2020 году в станкоинструментальной отрасли
Вводятся обязательные квоты на закупки отечественной продукции госкорпорациями.
Принято Постановление Правительства Российской Федерации № 616 от 30 апреля 2020 года «0б установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» [13].
24 июля 2020 года Госдума РФ приняла в первом чтении Федеральный закон № 249-ФЗ от 31 июля 2020 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [14], предусматривающие введение механизма квотирования закупок российской продукции госзаказчиками и госкомпаниями. Суть поправок в том, что они наделяют Правительство Российской Федерации правом утверждать перечень товаров, на которые будет распространяться норма о квотировании, то есть правительство будет устанавливать количество тех же станков, которое необходимо приобрести в рамках госзакупок.
Правительством Российской Федерации утверждена «Стратегия развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2020 года № 2869-р) [3] с задачей к 2035 году повысить уровень локализации производства станков с текущих 47 до 70%.
Одновременно внесены соответствующие изменения в законы о госзакупках. Теперь в них прописаны механизмы стимулирования закупок отечественной станкоинструментальной продукции.
Отдельно в части требований Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Постановлением Правительства Российской Федерации № 2013 от 3 декабря 2020 года «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» [15] определяется понятие «товар российского происхождения», используемое для целей определения минимальной доли закупок и включения в реестр промышленной продукции, произведенной на территории РФ, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года № 616.
В части требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Постановление № 2014 от 3 декабря 2020 года «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижения заказчиком» [16], помимо минимальной доли закупок товаров российского происхождения и товаров, происходящих из стран – членов Евразийского экономического союза, установлена обязанность заказчиков ежегодно (с 2022 г.) формировать отчет об объеме закупок российского товара, требования к содержанию и форме такого отчета.
Что касается постановлений правительства, предусматривающих меры поддержки отечественного производителя металлообрабатывающего оборудования, то сегодня действует более 100 документов.
Подписан приказ Министерства промышленности к торговли Российской Федерации от 29 мая 2020 года № 1755 «Об утверждении порядка выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, положения об отраслевых экспертных советах при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, порядка формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму, порядка формирования и ведения реестра евразийской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму» [17].
10 августа 2020 года Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин подписал Постановление Правительства Российской Федерации № 1206 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям станкоинструментальной продукции в целях предоставления покупателям скидки при приобретении такой продукции» [18], согласно которому производители станков и инструментальной продукции, предоставляющие скидки своим клиентам, смогут получить субсидию от государства. Субсидия предоставляется в рамках подпрограммы «Развитие производства средств производства» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в целях достижения показателя «Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг собственными силами (в отраслях производства средств производства)», установленного указанной подпрограммой (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 328 «Об утверждении государственной программы») [19].
Право на получение субсидии имеет производитель, включенный в реестр получателей субсидии и имеющий заключение о подтверждении производства промышленной продукции в отношении следующей продукции:
Решение об адресной поддержке предприятий принимает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации по результатам квалификационного отбора. Размер выплаты для каждого претендента определяется исходя из объема скидок, зафиксированного в договоре о реализации товара.
Рассчитывать на субсидии могут российские организации, которые не имеют долгов по налогам и страховым взносам, а также не проходят процедуру ликвидации или банкротства.
В 2020 году на эту меру поддержки направлено 200 млн руб. В дальнейшем объем финансирования планируется существенно увеличить.
Вышло Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2020 года № 1289 «Об авансировании договоров (государственных контрактов), о поставке промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд обороны страны и безопасности государства» [20], в котором определены товары, закупка которых авансируется заказчиком не менее чем на 80% (но не более лимитов бюджетных обязательств). Данное постановление распространяется только на продукцию станкоинструментальной отрасли.
В РФ ужесточат контроль за импортозамещением при исполнении госзакупок, сообщил заместитель председателя Правительства Российской Федерации по вопросам оборонно-промышленного комплекса Ю.И. Борисов. «Контроль над этим мы будем ужесточать. Чтобы под эгидой отечественной продукции не шла продукция отверточной сборки: когда только шильдик и облик отечественные, а все решения китайские или европейские – этого нельзя допускать», – сказал Ю.И. Борисов журналистам 29 сентября 2020 года на форуме «Микроэлекроника-2020». В соответствии с этим принято Постановление Правительства РФ № 165 от 11 февраля 2021 года «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 719» [21], согласно которому отнесение продукции станкостроительной промышленности, классифицируемой кодом по ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 28.4, к продукции, произведенной на территории Российской Федерации («российскость»), возможно при условии достижения суммарного количества баллов за выполнение на территории Российской Федерации комплекса определенных условий для каждой единицы продукции.
Действуя осторожно и аккуратно, постепенно меняя законодательство и ужесточая правила, руководство страны, с одной стороны, стимулирует появление производителей и разработчиков станкоинструментальной продукции, с другой – делает все, чтобы всем было выгоднее размещать заказы в Российской Федерации.
Таким образом, государство сформировало условия для развития рынка российской станкоинструментальной продукции.
Итак, начался долгий и трудный процесс. В результате должна быть полностью ликвидирована проблема, история которой насчитывает три десятилетия: отставание Российской Федерации на рынке станкоинструментальной продукции.
Литература
1. Корогодский А. А., Акопов Г. А., Новиков П. П., Юрцев Е. С., Рахмилевич Е. Г. Инструмент для российского рынка // РИТМ машиностроения. 2016. № 4. С. 94–98.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 936-р «План содействия импортозамещению в промышленности».
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2020 года № 2869-р «Стратегия развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2017 года № 9 «Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 года № 1135 «Об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (с изменениями на 13 июля 2019 года)».
6. Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
7. Самодуров Г. В., Лахтюхов Д. В. Станкоинструментальная отрасль России в 2019 году: цифры и факты // Станкоинструмент. 2020. № 2. С. 12–18.
8. Сравнение финансового состояния фирмы с отраслевыми показателями и конкурентами [Электронный ресурс] // TestFirm.ru: [сайт]. URL: https://www.testfirm.ru/ (дата обращения: 14.04.2021).
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 года № 191 «О государственной поддержке организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, и внесении изменения в Правила предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на возмещение части затрат, связанных с поддержкой производства высокотехнологичной продукции».
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 года № 239 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров станкоинструментальной промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года № 355-23 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2019 года № 1649 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской федерации».
13. Постановление Правительства Российской Федерации № 616 от 30 апреля 2020 года «0б установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».
14. Федеральный закон № 249-ФЗ от 31 июля 2020 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
15. Постановление Правительства Российской Федерации № 2013 от 3 декабря 2020 года «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения».
16. Постановление Правительства Российской Федерации № 2014 от 3 декабря 2020 года «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижения заказчиком».
17. Приказ Министерства промышленности к торговли Российской Федерации от 29 мая 2020 года № 1755 «Об утверждении порядка выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, положения об отраслевых экспертных советах при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, порядка формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму, порядка формирования и ведения реестра евразийской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму».
18. Постановление Правительства Российской Федерации № 1206 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям станкоинструментальной продукции в целях предоставления покупателям скидки при приобретении такой продукции».
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 328 «Об утверждении государственной программы».
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2020 года № 1289 «Об авансировании договоров (государственных контрактов), о поставке промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд обороны страны и безопасности государства».
21. Постановление Правительства Российской Федерации № 165 от 11 февраля 2021 года «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 719».
ГРИЦЕНКО Юрий Александрович –
главный специалист Центра развития технологических компетенций организаций РКП ФГУП
«НПО «Техномаш»
НОВИКОВ Павел Петрович –
главный специалист Центра развития технологических компетенций организаций РКП ФГУП
«НПО «Техномаш»
РАХМИЛЕВИЧ Евгений Георгиевич –
и.о. директора Центра развития технологических компетенций организаций РКП ФГУП
«НПО «Техномаш»
На предприятиях ракетно-космической промышленности (далее – РКП) применяется широкий спектр инструментальной продукции: стандартная (по ГОСТ и ТУ) отечественного производства, импортных производителей (через дилеров на территории Российской Федерации), специальная продукция собственного изготовления.
За последние несколько лет число зарубежных производителей, представляющих свой металлообрабатывающий инструмент и технологическую оснастку на предприятиях РКП, ощутимо выросло. В 2019 году на предприятия РКП из-за рубежа поступило до 80% всей инструментальной продукции (рис. 1).
Предприятия РКП закупают в основном импортный инструмент производства Германии, Швеции, Израиля, Японии и Южной Кореи. Наиболее популярным является инструмент фирмы Sandvik Coromant (Швеция), ISCAR (Израиль), ZCC-CT (Китай). В Российской Федерации компаниями «СКИФ-М», «НИР», «Томский инструмент» (ТИЗ), «Свердловский инструментальный завод» (СИЗ), «Кировоградский завод твердых сплавов» (КЗТС), «Победит», «Микробор», «Вириал», «Воткинский завод» и другими производится аналогичная продукция [1]. Инструмент отечественного производства не уступает иностранному, а в отдельных случаях, таких как обработка титана и жаропрочной стали, даже превосходит его. Однако отечественный инструмент не пользуется популярностью у предприятий РКП из-за требований по стабильности качества и сжатым срокам поставки, отсутствия должной рекламы на рынке, а также в силу тесного сотрудничества иностранных производителей с фирмами-интеграторами, которые совместно с поставками инструмента предлагают услуги по обеспечению полного цикла технологической подготовки производства.
Можно перечислить основные причины сложившейся ситуации:
Фактически не предпринимались попытки создания отраслевого интегратора ‒ одной из последних была попытка приобретения Томского инструментального завода, находившегося тогда в процессе банкротства, Московским инструментальным заводом. На текущий момент немногие оставшиеся инструментальные заводы работают самостоятельно и конкурируют по большей части друг с другом, а не с иностранными производителями, сокращая маржу, которая могла бы пойти на исследования и развитие. По многим видам инструмента осталось всего один-два производителя промышленных масштабов (протяжной инструмент – Свердловский инструментальный завод; зуборезный инструмент – Московский инструментальный завод и Свердловский инструментальный завод; резьбонакатной инструмент – Московский инструментальный завод и Томский инструментальный завод).
В инструментальной промышленности меры государственной поддержки через механизм контроля обоснованности закупок импортного инструмента машиностроительными предприятиями были приняты значительно позже, чем в станкостроении, и на настоящий момент еще не оказывают значимого эффекта. Зачастую предприятия обходят эти ограничения, прописывая импортный инструмент в директивные и рабочие техпроцессы на изделия, либо выставляя инструмент на торги большими лотами, где смешивают позиции, у которых есть отечественные аналоги, с позициями, у которых таких аналогов пока нет.
Ряд инструментальных предприятий был в свое время продан иностранным производителям, которые после получения клиентской базы фактически устранили конкурентов собственных производств. В частности, так произошло с Московским комбинатом твердых сплавов, являвшимся самым передовым предприятием по выпуску твердого сплава в стране, а после приобретения концерном Sandvik кратно сократившим объемы производства (в настоящий момент производство закрыто, оборудование перемещено в Индию). Аналогично с ООО «Фирма АЛГ», выпускавшим твердосплавные пластины и дисковые фрезы для обработки пазов охлаждения ракетных двигателей, которое после поглощения все тем же концерном Sandvik ее нового владельца – чешской фирмы Pramet – была закрыта, и некоторыми другими производствами.
Собственные инструментальные цеха предприятий, которые выпускают специальный инструмент и зачастую стандартный инструмент мелкими партиями, в основном недогружены. За счет средств, выделявшихся на модернизацию производства, эти цеха сейчас оснащены современным, но малопроизводительным и однотипным импортным оборудованием, и не составляют конкуренцию независимым российским и иностранным производителям на свободном рынке, предлагая простую и в то же время более дорогую продукцию. При этом сами предприятия ОПК размещают свои заказы в собственных цехах фактически на безальтернативной основе, не стимулируя их эффективность и не давая возможности увеличивать объемы производства независимым инструментальным заводам.
Отсутствует единая диспетчерская и маркетинговая служба, объединяющая мощности этих цехов и независимых инструментальных заводов и согласующая их с потребностями ОПК.
Материалы, применяемые в инструментальном производстве, имеют иностранное происхождение. Твердосплавные заготовки, смеси для спекания твердых сплавов поставляются из Китая и Западной Европы и подвержены колебаниям цен, вызванным установлением Китаем квот на экспорт тугоплавких металлов. Быстрорежущая и инструментальная сталь необходимого балла карбидной неоднородности в Российской Федерации не изготавливается – имеющиеся в стране заводы специальной металлургии не заинтересованы ни в изготовлении малыми партиями (а других инструментальная промышленность заказать на текущий момент не может) стали необходимого качества, ни даже в поставках стали имеющегося качества в необходимые промышленности сроки.
Наиболее важным обстоятельством является то, что доля и стоимость импортного инструмента, особенно высокотехнологичного и высокопроизводительного, велика, и поскольку он, в отличие от станков, не относится к основным средствам, его объемы на складах предприятий ОПК невелики – обычно не превышают 1‒2-месячного объема потребления. Срок поставки такого стандартного инструмента представительствами и дилерами иностранных производителей не превышает 2‒3 недели. То есть раз в 1‒2 недели инструмент, например твердосплавные пластины, фрезы, сверла, оперативно доставляется в Российскую Федерацию международными курьерскими службами и распределяется на предприятия-потребители, не задерживаясь надолго на складах посредника. Таким образом, в случае осложнения международной обстановки (введения санкций, резких изменений курсов валют, введения карантинных ограничений и других непредвиденных ситуаций) запасы инструмента, имеющиеся в Российской Федерации, позволят предприятиям ОПК и, в частности, ракетно-космической отрасли, продолжать работу в течение нескольких месяцев, после чего их работа будет парализована, поскольку российская инструментальная промышленность не сможет в столь сжатые сроки заменить в необходимых объемах дефицитный инструмент, в том числе критически важный для выпуска опытных и серийных изделий.
В постперестроечный период отечественной инструментальной промышленностью утрачен ряд компетенций, в том числе технологии производства мелкомодульных долбяков, червячных фрез с m > 10, резьбообразующего инструмента (метчиков и плашек), накатных плашек и роликов, протяжек длиной более 0,8 м, качественного слесарно-монтажного инструмента.
Импортозамещение
В настоящий период против ряда российских предприятий введены санкционные меры по поставке в Российскую Федерацию продукции двойного назначения для нужд обороны страны и безопасности государства, что в свою очередь явилось стимулом развития отечественного производства. Санкционное давление на Российскую Федерацию усиливается с каждым годом, и ожидать отмены санкций нецелесообразно, поэтому необходимо решение комплексной (триединой) задачи (рис. 2) по обеспечению технологической независимости, технологической безопасности и тем более технологического прорыва в станкоинструментальной промышленности в соответствии с принятыми распоряжениями правительства:
- «План содействия импортозамещению в промышленности» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 936-р) [2];
Тенденция роста спроса на отечественную продукцию сформировалась благодаря изменению государственного подхода к подтверждению производства продукции на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2017 года № 9 «Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» [4] установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства.
Исключения допускаются лишь в том случае, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Евразийского экономического союза отсутствуют.
В связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 года № 1135 «Об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (с изменениями на 13 июля 2019 года)» [5] допускается поставка продукции импортного производства с подтверждением в Государственной информационной системе промышленности (ГИСП) статуса промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации.
ГИСП создана по заказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на основании Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)» [6] для реализации промышленной политики, целями которой являются:
- формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития;
- обеспечение обороны страны и безопасности государства;
- обеспечение занятости населения и повышение уровня жизни граждан Российской Федерации.
ГИСП предоставляет сервисы для всех субъектов промышленной деятельности: от органов власти Российской Федерации до отдельных предприятий и индивидуальных предпринимателей. Публикуются Евразийский реестр промышленных товаров государств – членов ЕФЭС, реестры заключений о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, евразийской промышленной продукции и т.д.
Если за 2019 год рост российского станкостроения согласно данных Ассоциации «Станкоинструмент» составил около 5%, что примерно соответствует динамике последних лет, то за 4 мес. 2020 года рост составил 30,5% [7].
В соответствии с проектом TestFirm.ru по сравнительному анализу финансового состояния российских организаций за 2019 год, который реализован компанией «ПрофСофт» [8] по заданию и под контролем специалистов аудиторской фирмы ПКАТ «Авдеев и Ко», в Российской Федерации насчитывается 22 крупных станкостроительных завода.
Решения, действующие в 2020 году в станкоинструментальной отрасли
Вводятся обязательные квоты на закупки отечественной продукции госкорпорациями.
Принято Постановление Правительства Российской Федерации № 616 от 30 апреля 2020 года «0б установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» [13].
24 июля 2020 года Госдума РФ приняла в первом чтении Федеральный закон № 249-ФЗ от 31 июля 2020 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [14], предусматривающие введение механизма квотирования закупок российской продукции госзаказчиками и госкомпаниями. Суть поправок в том, что они наделяют Правительство Российской Федерации правом утверждать перечень товаров, на которые будет распространяться норма о квотировании, то есть правительство будет устанавливать количество тех же станков, которое необходимо приобрести в рамках госзакупок.
Правительством Российской Федерации утверждена «Стратегия развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2020 года № 2869-р) [3] с задачей к 2035 году повысить уровень локализации производства станков с текущих 47 до 70%.
Одновременно внесены соответствующие изменения в законы о госзакупках. Теперь в них прописаны механизмы стимулирования закупок отечественной станкоинструментальной продукции.
Отдельно в части требований Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Постановлением Правительства Российской Федерации № 2013 от 3 декабря 2020 года «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» [15] определяется понятие «товар российского происхождения», используемое для целей определения минимальной доли закупок и включения в реестр промышленной продукции, произведенной на территории РФ, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года № 616.
В части требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Постановление № 2014 от 3 декабря 2020 года «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижения заказчиком» [16], помимо минимальной доли закупок товаров российского происхождения и товаров, происходящих из стран – членов Евразийского экономического союза, установлена обязанность заказчиков ежегодно (с 2022 г.) формировать отчет об объеме закупок российского товара, требования к содержанию и форме такого отчета.
Что касается постановлений правительства, предусматривающих меры поддержки отечественного производителя металлообрабатывающего оборудования, то сегодня действует более 100 документов.
Подписан приказ Министерства промышленности к торговли Российской Федерации от 29 мая 2020 года № 1755 «Об утверждении порядка выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, положения об отраслевых экспертных советах при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, порядка формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму, порядка формирования и ведения реестра евразийской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму» [17].
10 августа 2020 года Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин подписал Постановление Правительства Российской Федерации № 1206 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям станкоинструментальной продукции в целях предоставления покупателям скидки при приобретении такой продукции» [18], согласно которому производители станков и инструментальной продукции, предоставляющие скидки своим клиентам, смогут получить субсидию от государства. Субсидия предоставляется в рамках подпрограммы «Развитие производства средств производства» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в целях достижения показателя «Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг собственными силами (в отраслях производства средств производства)», установленного указанной подпрограммой (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 328 «Об утверждении государственной программы») [19].
Право на получение субсидии имеет производитель, включенный в реестр получателей субсидии и имеющий заключение о подтверждении производства промышленной продукции в отношении следующей продукции:
- оборудование металлообрабатывающее (классифицируется в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) кодами 28.41.1, 28.41.2, 28.41.3);
- управляющий программно-аппаратный комплекс, шпиндели, линейные направляющие, шарико-винтовые передачи, инструментальные магазины и инструментальные головки (код ОКПД 2 из 28.41.4);
- инструмент ручной прочий (код ОКПД 2 25.73.30);
- инструменты рабочие сменные для станков или для ручного инструмента (с механическим приводом или без него) (код ОКДП 2 25.73.4);
- инструменты ручные электрические и инструменты ручные прочие с механизированным приводом (код ОКПД 2 28.24.1);
- оправки для крепления инструмента (код ОКПД 2 28.49.2);
- аддитивное оборудование (коды ОКПД 2 28.96.10.121, 28.96.10.122, 28.96.10.123, 28.96.10.129, 28.41.34.100, 28.41.34.110, 28.41.34.120, 28.41.34.190);
- станки для обработки камня, дерева и аналогичных твердых материалов (код ОКПД 2 28.49.1).
Решение об адресной поддержке предприятий принимает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации по результатам квалификационного отбора. Размер выплаты для каждого претендента определяется исходя из объема скидок, зафиксированного в договоре о реализации товара.
Рассчитывать на субсидии могут российские организации, которые не имеют долгов по налогам и страховым взносам, а также не проходят процедуру ликвидации или банкротства.
В 2020 году на эту меру поддержки направлено 200 млн руб. В дальнейшем объем финансирования планируется существенно увеличить.
Вышло Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2020 года № 1289 «Об авансировании договоров (государственных контрактов), о поставке промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд обороны страны и безопасности государства» [20], в котором определены товары, закупка которых авансируется заказчиком не менее чем на 80% (но не более лимитов бюджетных обязательств). Данное постановление распространяется только на продукцию станкоинструментальной отрасли.
В РФ ужесточат контроль за импортозамещением при исполнении госзакупок, сообщил заместитель председателя Правительства Российской Федерации по вопросам оборонно-промышленного комплекса Ю.И. Борисов. «Контроль над этим мы будем ужесточать. Чтобы под эгидой отечественной продукции не шла продукция отверточной сборки: когда только шильдик и облик отечественные, а все решения китайские или европейские – этого нельзя допускать», – сказал Ю.И. Борисов журналистам 29 сентября 2020 года на форуме «Микроэлекроника-2020». В соответствии с этим принято Постановление Правительства РФ № 165 от 11 февраля 2021 года «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 719» [21], согласно которому отнесение продукции станкостроительной промышленности, классифицируемой кодом по ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 28.4, к продукции, произведенной на территории Российской Федерации («российскость»), возможно при условии достижения суммарного количества баллов за выполнение на территории Российской Федерации комплекса определенных условий для каждой единицы продукции.
Действуя осторожно и аккуратно, постепенно меняя законодательство и ужесточая правила, руководство страны, с одной стороны, стимулирует появление производителей и разработчиков станкоинструментальной продукции, с другой – делает все, чтобы всем было выгоднее размещать заказы в Российской Федерации.
Таким образом, государство сформировало условия для развития рынка российской станкоинструментальной продукции.
Итак, начался долгий и трудный процесс. В результате должна быть полностью ликвидирована проблема, история которой насчитывает три десятилетия: отставание Российской Федерации на рынке станкоинструментальной продукции.
Литература
1. Корогодский А. А., Акопов Г. А., Новиков П. П., Юрцев Е. С., Рахмилевич Е. Г. Инструмент для российского рынка // РИТМ машиностроения. 2016. № 4. С. 94–98.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 936-р «План содействия импортозамещению в промышленности».
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2020 года № 2869-р «Стратегия развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2017 года № 9 «Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 года № 1135 «Об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (с изменениями на 13 июля 2019 года)».
6. Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
7. Самодуров Г. В., Лахтюхов Д. В. Станкоинструментальная отрасль России в 2019 году: цифры и факты // Станкоинструмент. 2020. № 2. С. 12–18.
8. Сравнение финансового состояния фирмы с отраслевыми показателями и конкурентами [Электронный ресурс] // TestFirm.ru: [сайт]. URL: https://www.testfirm.ru/ (дата обращения: 14.04.2021).
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 года № 191 «О государственной поддержке организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, и внесении изменения в Правила предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на возмещение части затрат, связанных с поддержкой производства высокотехнологичной продукции».
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 года № 239 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров станкоинструментальной промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года № 355-23 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2019 года № 1649 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской федерации».
13. Постановление Правительства Российской Федерации № 616 от 30 апреля 2020 года «0б установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».
14. Федеральный закон № 249-ФЗ от 31 июля 2020 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
15. Постановление Правительства Российской Федерации № 2013 от 3 декабря 2020 года «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения».
16. Постановление Правительства Российской Федерации № 2014 от 3 декабря 2020 года «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижения заказчиком».
17. Приказ Министерства промышленности к торговли Российской Федерации от 29 мая 2020 года № 1755 «Об утверждении порядка выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, положения об отраслевых экспертных советах при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, порядка формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму, порядка формирования и ведения реестра евразийской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму».
18. Постановление Правительства Российской Федерации № 1206 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям станкоинструментальной продукции в целях предоставления покупателям скидки при приобретении такой продукции».
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 328 «Об утверждении государственной программы».
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2020 года № 1289 «Об авансировании договоров (государственных контрактов), о поставке промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд обороны страны и безопасности государства».
21. Постановление Правительства Российской Федерации № 165 от 11 февраля 2021 года «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 719».
ГРИЦЕНКО Юрий Александрович –
главный специалист Центра развития технологических компетенций организаций РКП ФГУП
«НПО «Техномаш»
НОВИКОВ Павел Петрович –
главный специалист Центра развития технологических компетенций организаций РКП ФГУП
«НПО «Техномаш»
РАХМИЛЕВИЧ Евгений Георгиевич –
и.о. директора Центра развития технологических компетенций организаций РКП ФГУП
«НПО «Техномаш»
Отзывы читателей